Наболевший вопрос о муниципальном долге бурятской столицы затронул на очередном правительственном брифинге и. о. министра финансов республики Всеволод Мухин. Он напомнил, что всего на поддержку муниципалитетов в республиканской казне заложено 18 с половиной миллиардов рублей.
- Это 34,3 % от расходов бюджета – то есть чуть более трети, – пояснил Мухин. – Среди них – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (2,9 миллиарда рублей), субсидии (6,7 млрд.) – средства, которые направляются на софинансирование расходных обязательств муниципалитетов, это тоже своего рода целевая помощь, иные межбюджетные трансферты (646,3 миллиона рублей), субвенции (7,9 млрд. рублей), предназначенные для осуществления государственных полномочий, и иные дотации (370,9 млн. рублей).
Он напомнил, что на минувшей сессии Народного Хурала в начале октября было принято решение выделить районам финансовую помощь на 809 миллионов рублей, плюс 71 миллион – на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета муниципальных образований.
- В целом эта дотация стала 371 миллион рублей и в полном объёме была распределена по муниципалитетам именно на сессии 3 октября – по итогам заседания бюджетно-балансовой комиссии, – пояснил глава Минфина.
Кроме того, впервые за последние десять лет из республиканской казны в районы направили 258,9 миллиона рублей на подготовку к отопительному сезону.
- Хотя средства выделили только 3 октября, ремонт там начали заранее, этому предшествовала большая подготовительная работа, – сообщил Всеволод Мухин. – Многое удалось сделать ещё до начала отопительного сезона.
Финансовую поддержку на 100 миллионов рублей получила и бурятская столица. Они пойдут на погашение бюджетного кредита, предоставленного на «дорожную деятельность», заявил и. о. министра.
- Его общий размер – 342 миллиона, из них сто «погасят» за счёт трансферта. Это такая техническая операция, которая позволит нам увеличить лимит предоставления бюджетных кредитов муниципальному образованию на ту же сумму – сто миллионов рублей. Ставка по ним составляет 0,1 % годовых. Правительство Бурятии приняло решение о реструктуризации оставшихся 242 миллионов путём списания, – отметил он.
Таким образом, муниципальный долг Улан-Удэ, который сегодня «перевалил» за два с половиной миллиарда, уменьшится на 13 %, а его отношение к налоговым и неналоговым доходам – на 21 % (с 84 до 63 %), заключил Всеволод Мухин.
Судя по всему, 342 миллиона – остаток задолженности перед республиканским бюджетом по кредиту на автомобильную развязку Куйбышева-Балтахинова. Деньги на эти цели – более полумиллиарда рублей – Бурятия получила в 2010 году, в рамках 350-летия вхождения республики в состав России и выделила их городу на условиях возврата. Ещё тогда в местных СМИ, в частности, на сайте БМК, стали появляться тревожные сообщения, что строительство крупного инфраструктурного объекта может привести город к финансовому кризису. Но никаких вопросов у руководства бурятской столицы не возникло.
Кстати, этой проблемы могло и не быть вовсе, если бы чиновники серьёзно отнеслись к мнению экспертов. Директор бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования ЗАО «Петербургский НИПИГрад» Михаил Петрович, будучи в Улан-Удэ, публично заявил, что развязка на пересечении улиц Балтахинова и Куйбышева «ничего улучшить не сможет», а вот деньги будут потрачены впустую.
В сентябре 2015-го года выплату кредита отложили до 2025 года. Поскольку сегодня Улан-Удэ от этого бремени решили избавить, возвращать деньги придётся республике, ведь задолженность перед федеральным бюджетом никуда не исчезла.
«Устали от эгоизма»
Напомним, улан-удэнские чиновники неоднократно обвиняли руководство республики в закредитованности столицы. Тяжёлое состояние городского бюджета обсуждалось на общественных слушаниях в октябре прошлого года.
- Что касается расчёта с энергетиками, то здесь город привлёк средства, чтобы выручить всю республику, ведь тогда о коллапсе говорили! Десять хирургических палат, появившихся в БСМП с 2012 года, находятся в ведении Минздрава Бурятии, а кредиты до сих пор город выплачивает. На развязку (на улице Куйбышева – прим. ред.) должны были выделить субсидию, а город привлекал кредит. На фоне всего этого мы ставим вопрос о замене коммерческих кредитов бюджетными. Мы устали от регионального эгоизма, – отметил в ходе слушаний мэр Александр Голков.
Звучали и упрёки в адрес Минфина Бурятии из-за несправедливого распределения средств между республикой и городом. По закону о межбюджетных отношениях, Улан-Удэ получал около 30 % всех налоговых поступлений – основного источника пополнения казны. А в 2014 году из-за изменений в федеральном законодательстве доля налогов на доходы физических лиц, оставленная городу, снизилась до 25 %. Не прошло и двух лет, как власти Улан-Удэ расписались в финансовой несостоятельности.
- Полная несправедливость. Почему город, который является основным донором республиканского бюджета, получает меньше всех денег? В прошлом (2015) году собрали налоговый доход в сумме чуть больше 21 миллиарда рублей. В бюджет города поступило всего около 3 миллиардов, а в республиканский – почти 17. Остальное ушло к федералам. А ведь в других регионах такого нет, – отметил в сюжете, посвящённом заявлению Голкова, телеканал «Тивиком».
У Улан-Удэ образовался муниципальный долг размером в 2 миллиарда рублей. Маневрировать им нет возможности, город подошёл к своему верхнему пределу, подчеркнул тогда градоначальник.
«Некорректная позиция»
В ответ на это в правительстве заявили: Улан-Удэ не является основным донором республиканского бюджета. Заодно власти напомнили, что финансируют больше половины расходов города, в том числе – здравоохранение и заработную плату в образовании. А на строительство капитальных объектов в столице Бурятии за последние семь лет республика направила ни много ни мало 12 миллиардов рублей.
- Позиция мэрии не совсем корректна. На сегодня половина расходов городского бюджета в сумме 3,4 миллиарда рублей финансируется за счет республики. Доля безвозмездных поступлений в бюджет города составляет 53 % от общего объёма запланированных доходов, – сообщили тогда в правительстве.
На сессии горсовета в октябре прошлого года вокруг межбюджетных отношений вновь развернулась бурная дискуссия. С просьбой об их пересмотре и о выделении городу бюджетного кредита на погашение коммерческих народные избранники решили обратиться к полпреду президента в Сибирском федеральном округе Сергею Меняйло. Вопрос дополнительно включили в повестку заседания по предложению замов мэра и депутатов горсовета.
«Образовался дисбаланс»
К обсуждению ситуации тогда подключились и эксперты. По мнению известного в республике политолога Алексея Михалёва, проблема как таковая состоит в понимании экономики.
- Так сложилось, что в большинстве городов Внутренней Азии, будь то Улан-Батор, Бишкек или какой-либо другой город, отмечается очень устойчивая тенденция к концентрации всех экономических ресурсов в городе. И при этом наблюдается большой упадок села. Возникает вопрос, во что вкладывать деньги – в уже вымирающее село или в точки роста, которые образуются в городе. В этом суть противоречия межбюджетных отношений, – рассказал он в интервью ИА «Regnum».
По его мнению, разрешить эту проблему достаточно сложно.
- Если решать её экономическими методами, то нужно поддержать город. Если политическими, необходима поддержка села, в котором до последнего времени проживала большая часть электората республики, тем более близятся выборы главы Бурятии. Однако объективно в настоящее время образовался дисбаланс: большая часть населения сосредоточена в Улан-Удэ. Люди стремятся из села в город, – подчеркнул политолог.
Отметим, согласно Бюджетному кодексу России (статья № 58), сегодня регионы вправе сами решать, что делать с налогами, которые взимаются по УСН (упрощённой системе налогообложения – прим. авт.). В Бурятии сегодня 100 % сборов во всех муниципалитетах, в том числе и Улан-Удэ, поступают напрямую в республиканский бюджет.