На прошлой неделе известные журналисты и историки из Бурятии привезли в Иркутск недавно вышедшую книгу «Мифы и легенды бурятского народа». Сами авторы называют её «сигнальным вариантом»: в небольшой сборник, конечно же, не вместилось всё фольклорное творчество. Но всё же это - первое русскоязычное издание, которое в доступной форме знакомит читателя с бурятской мифологией и объясняет сложные механизмы древнего мировоззрения, сообщает «Аргументы и факты. Иркутск».
Первая презентация книги состоялась в Улан-Удэ в рамках XXII «Книжного салона». Тогда соавторы рассказали об истории создания их труда. Тимур Дугаржапов заинтересовался фольклором и этническими персонажами, стал много работать с историческими источниками. Потом он наткнулся на диссертацию Сергея Басаева, в которой увидел стройную концепцию бурятских божеств - от верховных богов до низших демонов. Так нашёлся соавтор будущей книги.
- У нас есть несколько изданных по отдельности улигеров, - говорит Тимур Дугаржапов. - Среди них наиболее известное монгольское и бурятское сказание о Гэсэре - сыне Неба, который родился на земле в образе человека. А также эпос о баторе Аламжи Мэргэне - богатыре, преодолевающем опасности древнего эпического мира. Но все они разбросаны по разным книгам. А общего собрания мифологии бурят, которую востоковеды и исследователи причисляют к ряду самых изощрённых фольклоров мира, нет.
Чтобы как можно больше людей смогли погрузиться в глубину древних легенд, авторы постарались придать книге «читабельную» форму: сказания в виде новелл разделены на небольшие главы.
На одном выпуске Тимур Дугаржапов и Сергей Басаев не собираются останавливаться. В книгу не вошло еще огромное количество мифов и легенд.
- Есть ещё идея включить в работу буддистские мифы. Как вы знаете, буддизм пришёл к бурятам позже. В Бурятии он практически вытеснил шаманизм, а в Иркутской области исконная религия оказалась более стойкой, поэтому многие легенды до сих пор живут в Усть-Ордынском округе, в Осинском, Боханском районах. Хотя некоторые шаманистские мифы оказались настолько живучими, что буддизм позаимствовал их и подстроил под себя, «перекрасив» в оттенки другой религии, - говорят составители сборника.