Алексей Цыденов
2450

«Важно делать ставку на перспективных и надёжных глав»

СМИ рассказали, как Алексей Цыденов и его коллеги могут изменить жизнь в Сибири к лучшему

Фото: kremlin.ru

В начале года по России прокатилась волна отставок: за две недели свои посты оставили пять руководителей российских регионов. До этого федеральные СМИ включили их в число потенциальных кандидатов «на вылет». Сначала прогнозы сбылись в Пермском крае: заявление «по собственному» написал губернатор Виктор Басаргин. Экс-глава Бурятии Вячеслав Наговицын отправился следом. Через неделю о досрочном сложении полномочий заявил Сергей Митин, с 2007 года управлявший Новгородской областью. Следующим из «чёрного списка» стал рязанский губернатор Олег Ковалёв. А 15 февраля с креслом главы Карелии попрощался Александр Худилайнен.

В сентябре власть обновилась в 17 субъектах страны, при этом в 16-ти из них – за исключением Адыгеи – выборы были всенародным. В Бурятии победу одержал Алексей Цыденов, который в течение полугода руководил регионом с приставкой и. о.  

После выборов ротация продолжилась. За две предыдущих недели сменились главы Самарской, Нижегородской, Ивановской, Новосибирской, Орловской и Омской областей, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, Дагестана и Приморья. Последним, 11-ым «отставником», стал псковский губернатор Андрей Турчак.

Столь масштабное обновление губернаторского корпуса, которое, как отмечает ИА «ФедералПресс», проводится в стране впервые, эксперты объясняют несколькими факторами.

- Это и грядущие выборы президента России, требующие замены не очень популярных в народе «начальников», и объективная необходимость омоложения руководящих кадров в субъектах – с передачей рычагов управления «молодым управленцам и технократам» для более эффективной реализации региональных проектов, – отмечает издание.

После недавней смены власти Сибирь также ждут «качественные изменения», пишет «ФедералПресс».

- Проекты, которые могут олицетворять эти изменения, главным образом связаны с восточным вектором развития России. Повышенное внимание Центра к Сибирскому федеральному округу объясняется ключевой ролью Сибири как минерально-сырьевого и транспортно-логистического макрорегиона в ходе масштабного разворота экономики страны на Восток, – говорится в публикации. – Поэтому так важно сделать ставку на наиболее перспективных, эффективных и надёжных глав регионов. Александр Усс, недавно назначенный врио губернатора Красноярского края, также отметил значимость региона в контексте восточного экономического сотрудничества.

В статье упоминается и об очередном рейтинге устойчивости губернаторов, который коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» опубликовал ещё в конце сентября – как раз накануне «большой чистки». «Устойчивость» глав эксперты оценивали в баллах по девяти показателям – поддержка со стороны влиятельной группы из федерального центра (в так называемом Политбюро 2.0,  сайт РБК подробно писал о нём ещё в 2012 году), наличие большого федерального или регионального проекта, экономическая привлекательность субъекта, срок окончания полномочий, уникальное позиционирование, конфликты губернатора на федеральном и региональном уровне, качество политического менеджмента, а также угроза вмешательства со стороны силовых структур (аресты и уголовные дела).

Каждая таблица – а всего их восемь, в соответствии с числом федеральных округов – разбита на три цветовые группы. В зелёную зону попали лидеры рейтинга (14-19 баллов, высокая устойчивость), в оранжевую – руководители субъектов, получившие 9-13 баллов (средняя устойчивость), а в красную – потенциальные кандидаты на вылет (4-8 баллов, низкая устойчивость).

Первое место в СФО занял глава Бурятии Алексей Цыденов. Он, как и его коллега Сергей Жвачкин из Томской области, набрал 14 баллов. Опытный и одновременно молодой руководитель Тувы Шолбан Кара-оол отстаёт от них всего на один балл. Все трое входят в топ-30 наиболее «устойчивых» российских губернаторов. ИА «Федерал Пресс» окрестило их «крепкими орешками».

Курс на омоложение

Рокировки, которые произошли в начале года, многие эксперты в самом деле объясняли намерениями Владимира Путина искать себе преемника именно среди новых губернаторов. Собеседник «Независимой газеты» пояснил: нынешний президент не хочет допустить такой ситуации, когда перед его уходом у власти в регионах останутся его ровесники. Особенно это касается территорий с большим количеством проблем – например, Бурятии.

Руководитель консалтинговой группы «Имидж-Контакт» Алексей Ситников отметил, что Путин вошёл в зону поиска преемника и размышлений о смысле жизни и своей роли в истории страны. Такого же мнения придерживается и директор «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко. Все перестановки он связал с 2024 годом, когда действующему главе государства придётся отдать власть. А до этого времени как раз и можно будет присмотреть, кому она достанется.

В большой аналитической статье, которая была опубликована на сайте Московского центра Карнеги в начале октября, известный учёный, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич отмечает: нынешняя «залповая» замена губернаторов – далеко не первая. Самая большая волна отставок произошла в конце «нулевых»: когда президентом стал Дмитрий Медведев, со своими постами попрощались 30 глав российских регионов. Тогда федеральные власти «зачищали» политических тяжеловесов, которые имели высокий уровень поддержки населения и контролировали региональные элиты и бизнес.

По мнению Зубаревич, нынешний «губернаторопад» во многом похож на предыдущие: уходят в основном главы субъектов с низким рейтингом доверия и конфликтами элит. Отличий же от предыдущих «чисток» больше, и они разного калибра. Во-первых, недавние отставки привязаны к президентским, а не к губернаторским выборам. Новые региональные лидеры призваны снизить недовольство населения, вселить надежду на улучшение жизни и тем самым повысить явку и поддержку главы государства, принявшего правильное кадровое решение, отмечает профессор МГУ.

Во-вторых, Кремль перестал опасаться выборов руководителей субъектов, электоральные технологии отлажены. За кремлёвских «назначенцев» проголосуют железно: система муниципальных фильтров и невысокая явка это гарантируют. Подтверждение тому – сентябрьские выборы, на которых «ставленники» Путина получили от 60 до 89 % голосов.  

Кроме того, вслед за перестановками в федеральной власти взят курс на омоложение губернаторского корпуса.

Прежние правила не работают?

События последних лет – назначения, выборы, отставки и посадки глав российских регионов – показывают, что пост губернатора перестал быть столь заманчивым для карьеры и становится в некоторой степени расстрельной должностью. Это показывают, например, истории бывших руководителей республик Коми, Марий Эл и Удмуртии, Сахалинской и Кировской областей.

- Вряд ли молодые технократы испытывали восторг, узнав о своём назначении. Самостоятельность губернаторов в принятии решений резко снизилась по сравнению с началом 2000-х, а риски уголовного преследования со стороны прокуратуры, ФСБ и Следственного комитета выросли многократно, – уверена Наталья Зубаревич. – Пожалуй, эти риски минимальны только для новых силовиков – тульского и ярославского губернаторов, а также для нового главы Дагестана (Владимира Васильева): все они намного круче, чем силовые структуры в регионах. Остальным придётся идти по минному полю.

При этом правила игры всё менее понятны. Так, ни одно из принятых в 2017 году решений о кадровых перестановках не было основано на экономических результатах развития регионов. Самая тяжёлая ситуация с бюджетом – огромный долг и устойчивый дефицит – сложилась в Мордовии, Хакасии и Кабардино-Балкарии, но их главы сохраняют свои должности. Не работают и прежние политические правила – в регионе не должно быть заметных протестов населения, нужно показывать хорошие результаты на федеральных выборах, а ещё – выполнять указы президента. «Отставники» в основном этим правилам следовали, считает профессор МГУ. 

Резко сжались и возможности руководителей субъектов в отношениях с крупными компаниями как главными экономическими акторами в регионе. По мере огосударствления крупного бизнеса в России и после отмены губернаторских выборов их роль заметно снизилась. Крупные компании, особенно те, что контролирует государство, теперь решают свои проблемы в Кремле и Белом доме. Возврат прямых выборов ничего не изменил: рычагов влияния на инвестиционные решения крупных компаний у глав почти нет. Наталья Зубаревич даже приходит к выводу, что сегодня губернаторы превращаются в козлов отпущения, отвечающих за проблемы, созданные в основном решениями федералов.

Конкретное будущее

В сентябре близкий к Кремлю Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) совместно с научно-исследовательским центром «Особое мнение» презентовал доклад «Единый день голосования. Обновление». Специалисты проанализировали интервью, выступления и агитационные материалы глав субъектов во время избирательных кампаний и составили портрет «нового поколения» губернаторов. Все они, согласно исследованию – трудоголики и идеалисты, говорят на одном политическом языке, а их слова по эмоциональности близки к речи Дональда Трампа. По мнению экспертов, одной из характерных черт этого языка стала его склонность к порождению мемов, ярких образов и случайных шуток, подхватываемых медиа и соцсетями. 

Руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова в беседе с газетой «Взгляд» отметила, что недавно пришедшие ко власти руководители регионов предлагают избирателям новый конкурентный образ будущего – «обновление и новые подходы».

- Это будущее может быть с разным горизонтом, но, по крайней мере, оно конкретное, – отметила эксперт.

Если раньше ставка делалась на преодоление сложностей, наведение порядка и обеспечение стабильности, то сейчас – на повышение качества жизни на местах, подчеркнула Екатерина Соколова. По её словам, это естественный запрос общества и естественная динамика развития. Представитель ЭИСИ напомнила, что страна выбралась из кризиса 90-х, после которого удалось обеспечить некоторую стабильность и накопить потенциал.

- Теперь, конечно, хочется хорошо пожить, – добавила Соколова.

В итоге работа избранных глав и требования к ним стали иными. Теперь от них ждут предложений по изменению качества жизни и развитию регионов, причём предложения эти должны быть «достаточно конкретизированные, основанные на новых подходах и технологиях». Екатерина Соколова подчеркнула, что это не идеологический подход, а «довольно технократичный», поскольку прорабатываются конкретные результаты, которых в дальнейшем планируется достичь.

Шанс вписать себя в историю

Политолог Андрей Колядин считает, что обновление власти в регионах и внесение самых современных методов и технологий управления призваны придать динамику экономическому развитию и росту качества жизни на местах.

- В регионы пришли люди подготовленные, большинство из них имеет опыт управления в экономике, на промышленных предприятиях, опыт работы в государственных и федеральных структурах. Дмитрий Азаров (врио губернатора Самарской области – прим. авт.), например, управлял крупным городом, миллионником – Самарой. Естественно, что никто не хочет назначать воров, проходимцев и самовлюблённых негодяев, – заявил он изданию.

Колядин отметил, что появление молодых, рациональных губернаторов, желающих изменить мир, идёт на пользу субъектам. Однако, по его мнению, любое управление предполагает взлёты и падения, и теперь от самих новых глав зависит, смогут ли они в конечном итоге вписать себя в историю как успешных руководителей регионов.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях