Работа в социальных сетях начинается не с подбора площадок и уж точно не с выбора smm-агентства. Для начала необходимо четко сформулировать, кто вы и чего вы хотите получить от социальных сетей? Нужно ли вам там быть? Есть ли там вообще ваша целевая аудитория?
1 и 2 ноября в республиканском бизнес-инкубаторе состоится интенсив по продвижению в социальных сетях, который будет полезен не только для новичков, но и для профессионалов (www.smm03.ru). Спикеры и авторы курса – владелец агентства по продвижению в социальных сетях "MediaLab" Александр Откидач и владелец маркетинговой компании "Гудвилл" Леонид Захаревич. Мы задали несколько вопросов экспертам.
- С чего обычно стоит начать в работе с SMM?
- Первое, что обычно требуется от клиента – это бриф, где будет расписано примерно то, что вы хотите. Максимально кратко и понятно. Это, кстати будет полезно и для самого заказчика, ведь зафиксированные цели компании иногда различаются от того, что витает в голове. В брифе указывается также общая информация о компании, продукте или услуге.
- А что еще указывается в брифе?
- Если это компания, то желательно факты из истории основания, результаты и успехи. Если речь идёт о продукте, то ответы на основные вопросы, например, почему вы выбрали именно цветы или спортивные товары. Подумайте, почему этот товар нужен людям, чем он им полезен, какую их боль закрывает и тому подобное. Чем больше ответов на вопросы, тем легче будет потом.
- А какие цели может преследовать предприниматель в социальной сети?
- А вот тут давайте попробуем разобраться на примерах. Например, у вас кафе и дела идут неважно и вы где-то услышали, что о вас плохо пишут в интернете. В книге отзывов и предложений пусто. Решили быть в интернете, что бы быть ближе к потребителю? Или вы хотите привлечь внимание к вашему товару или услуге? Вы хотите отразить негатив?
Или, например, вы застройщик коттеджного поселка. И ставите задачу: продать через социальные сети 30% коттеджей. Это плохой пример задачи. Ваша задача – бизнес, а не продвижение его. Это вопрос и к продукту, и к персоналу, и к рынку. Цель здесь мотивация к покупке, а задачи найти целевую аудиторию в социальных сетях, донести главную идею, получить обратную связь от клиента.
Разница очевидна. Социальные сети не решают всех вопросов бизнеса, но доносят нужную информацию нужным людям. И оценивать результат вы будете по достижению этих целей и задач.
- А целью не может быть то, что в социальных сетях уже давно наши конкуренты?
- О конкурентах нужно помнить всегда, но быть предельно честными. Постарайтесь объективно посмотреть на свой бизнес и ваших коллег. Чем вы лучше? Кто ваши конкуренты? Почему именно они? Почему ваш покупатель выбирает их? У вас больше магазинов на квадратный километр, значит, вы доступнее? Ваш ресторан открывается на час раньше, значит, вы удовлетворяете спрос на ранние завтраки? Вы дешевле? У вас есть ряд опций в плане сервиса, которых нет у других? Ваша линейка продукта шире? Или у вас есть уникальный продукт, которого больше нет ни у кого? Ответьте на эти вопросы, пройдитесь по плюсам и минусам. Вы не можете везде быть лучше. Ваши минусы тоже могут помочь. Вы дороже, но качественнее. Но качественнее в чем? Ваши мастера по массажу имеют международные сертификаты? Иногда здорово, что ваши конкуренты вышли в сеть быстрее, чем вы. Можно посмотреть на их ошибки и сделать лучше
-После анализа конкурентов мы должны подумать о целевой аудитории. Кто является покупателем ваших услуг? Чем четче вы определите вашу аудиторию, тем меньше вы будете распыляться в рекламе, тем более сэкономите средств на доставку вашего сообщения вашему клиенту. Пол, возраст, размер кошелька, мотивы и прочее. Все это очень важно.
Целевые группы можно называть своими словами. Пример из нашего опыта: у одного ювелирного магазина есть такая целевая аудитория как «прокосячившийся муж», это когда муж забыл о важной дате и в этом магазине клиенту помогают загладить свою вину. «Забыл про важную дату? Тебе к нам!» - хорошее рекламное сообщение.
Но стоит помнить о том, что кроме очевидной целевой аудитории, есть подрастающая или достижимая. Да, сейчас эта дама не может себе купить Лексус, но послезавтра она выйдет замуж и ей его подарят, а значит, нужно формировать в ней ее желание заранее.
- Интересно. Но все-таки SMM – это больше про рекламу или это что-то другое?
- Реклама и social media marketing тесно связаны друг с другом. Давайте попробуем проанализировать вашу рекламную активность. Куда вы направляли бюджеты и как вы оценивали эффективность? Если вы вложили 10 000 рублей на рекламу в журнале и указали телефон, который больше нигде не значился. И за время рекламной акции к вам на телефон поступило 10 звонков. Значит, стоимость контакта была 1000 рублей, но купили всего два, значит, один покупатель стоил вам 5 000 рублей. Вроде дорого, но если вы продаете квартиры, то это прекрасный результат. Остальные 8 сказали, что подумают или их что-то не устроило. И тут подключаются SMM-специалисты, которые смогут сделать предложение и просчитать KPI (ключевые параметры эффективности). И если какие-то рекламные акции планируются в ближайшем будущем, то SMM-специалисты смогут усилить их и предложить интегрировать в них социальные сети.
- Если вы хотите, чтобы ваш бизнес постоянно развивался, то вам нужно успевать за современными трендами. Социальные сети - это хороший инструмент для увеличения узнаваемости, получения обратной связи и и привлечения новых клиентов. По опыту работы с большим количеством проектов, скажу, что при грамотной концепции соц.сети могут стать источником хорошего траффика для 90% из 100% компаний.
- Сегодня SMM - это и грамотная стратегия, и креатив, и продающий копирай, и таргет. Социальные сети не решают всех вопросов бизнеса, но доносят нужную информацию нужным людям и дают обратную связь. Возможности соцсетей насчитывают несколько десятков инструментов. Они с каждым годом все более индивидуальны, под разные целевые аудитории и все более привязаны к геолокации. Нужно понимать, что SMM уже не может заниматься тот же рекламщик, который раньше занимался всем.
Для справки:
Александр Откидач, Управляющий партнер Маркетинговой компании "Лаборатория Бизнес Решений", Директор агентства "MediaLab", Совладелец образовательного пространства "Перемена", Автор и лектор курса для предпринимателей и маркетологов "Промаркетинг". Ключевые клиенты: РЮС "Алмаз", ТРК "Модный Квартал", "Лексус-Центр Иркутск" и другие.
Леонид Захаревич, Владелец маркетинговой компании "Гудвилл", Автор и лектор курса SMM - ГУДВИЛЛ, Соорганизатор "Международного фестиваля уличного кино". Ключевые клиенты: Сеть фитнес-клубов №1 World Class, торговый центр Silver Mall, диллерский центр "VOLVO", фитнес-клуб FIZKULT.