Байкал
3393

«Для кого сохранять Байкал, если мы не можем нормально жить и трудиться?»

Бурятские общественники встали на защиту «заложников» искусственной резервации

Фото: russianstock.ru

В марте 2015 года российское правительство утвердило распоряжение о новых «охранных границах» Байкала. Если раньше они составляли 200 метров, то с принятием документа расширились до 60, а где-то – и до 80 километров.

Как мы уже неоднократно сообщали, в пределах этой обширной зоны, которая фактически совпала с центральной экологической, действует множество запретов. Например, обустраивать общественные туалеты, скотомогильники и мусорные полигоны население прибрежных сёл не имеет права. Запрещается заготавливать древесину и даже хоронить умерших. Передвигаться на транспорте можно лишь по дорогам с твёрдым покрытием, а оставлять автомобили разрешается только в специально оборудованных для этого местах. В противном случае – штраф. Регистрация прав на землю там приостановлена. В «искусственной резервации» оказались почти 80 тысяч человек.

Вмешательство Путина

Во время традиционной «прямой линии» с президентом России 15 июня жители Ольхона рассказали Владимиру Путину о трудностях, с которыми им ежедневно приходится сталкиваться из-за ужесточения природоохранного законодательства. Глава государства пообещал посодействовать в решении этого вопроса.

Водоохранная зона должна соответствовать не только статусу и значению Байкала, но и потребностям людей, которые там живут. Нельзя заставлять их таскать воду в вёдрах и бидонах за несколько километров, дороги должны быть сделаны. Нужно вносить изменения в действующие правила и законы, которые позволили бы осуществлять согласованную с экологическими организациями хозяйственную деятельность, обеспечивающую нормальную, цивилизованную жизнедеятельность людей на этих территориях. Я для себя пометил, вместе с вами поработаем, с экологическими организациями, которые должны следить за тем, чтобы мы здесь не перестарались. Но сделать это совершенно точно нужно, – повторил Владимир Путин.

А вскоре он поручил руководству Бурятии и Иркутской области скорректировать границы водоохранной зоны Байкала. И обозначил сроки – до 1 марта 2018 года. 

«Проблемы с инвесторами»

На правительственном брифинге в начале октября глава Минимущества Бурятии Маргарита Магомедова напомнила: в 1996 году Байкал включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В его границах находится 81 населённый пункт, где проживает 78 тысяч человек. В «особую» зону попадают четыре района – Северо-Байкальский, Баргузинский, Кабанский и Прибайкальский.  

По словам министра, после утверждения новых «охранных границ» Росреестр начал отказывать гражданам и юрлицам в оформлении прав на участки, расположенные в прибрежных районах. При этом в ведомстве ссылаются на статью 27 Земельного кодекса России, согласно которой земли, включенные в список Всемирного наследия и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частную не предоставляются.

- У нас начали возникать проблемы с инвесторами, которые участвуют в реализации федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма. Они намерены вкладывать средства в строительство туристической инфраструктуры, но при этом не имеют оснований  для регистрации права собственности на участки под этими объектами, – пояснила Маргарита Магомедова.

Ещё год назад Минприроды России порекомендовало Бурятии определить координаты и установить границы населённых пунктов, расположенных в водоохранной зоне. На эти цели муниципальным образованиям даже выделили субсидии из республиканского бюджета.

- Данные по 15 населённым пунктам уже есть в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), по 66-ти работа проводится, – рассказала глава Минимущества.

Десять сёл в Кабанском районе и два в Баргузинском также внесены в ЕГРН и их границы поставлены на кадастровый учёт. Эта работа должна завершиться к концу года.

- Параллельно планируется рассмотрение вопроса по корректировке границ водоохраной зоны. Территория возле Байкала – это одновременно Центральная экологическая, водоохранная, рыбоохранная зона и объект ЮНЕСКО. Потому на граждан и юридических лиц накладываются большие ограничения, – подчеркнула Магомедова.

Корректировкой занимались учёные из института географии имени В. Б. Сочавы СО РАН, но почему-то специалисты «охватили» только 41 населённый пункт из 81. В министерстве имущественных и земельных отношений заверили, что остальные также «выведут» из водоохранной зоны. По информации Минприроды, соответствующее распоряжение должно выйти летом 2018 года.

«Запреты принимаются бездумно»

Сегодня в Улан-Удэ вовсю идёт подготовка к очередному Гражданскому форуму. Организатором мероприятия, которое состоится уже в третий раз, выступает Общественная палата (ОП) республики. В течение двух дней – с 26 по 27 октября – активисты будут обсуждать «наболевшие» вопросы: ЖКХ, дороги и транспорт, развитие сельского хозяйства, экономики и образования. Всего организуют девять дискуссионных площадок. Одну из них посвятят сохранению священного озера и проблемам людей, живущих на его побережье. Общественники уверены: из-за водоохранной зоны поморы ущемлены в своих правах.

- Эта площадка называется «Как жить и Байкалу не вредить», – рассказал на правительственном брифинге 23 октября первый заместитель председателя ОП Валерий Яковлев. – В ходе подготовки к форуму мы ещё раз убедились, что сегодня вразрез с требованиями статьи второй Конституции РФ, которая гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, на федеральном уровне установлена масса запретов и ограничений для жизни человека. Поэтому хотелось бы обсудить эту тему. Конечно, надо и наследие ЮНЕСКО – Байкал – сохранять, и природу, и лес, и всё остальное. Но для кого и кто должен это делать, если мы не можем нормально жить и трудиться?

По словам Валерия Яковлева, сегодня власти Бурятии и муниципалитеты многое делают для смягчения запретов и ограничений, «которые порой принимаются просто бездумно». Однако этого недостаточно, добавил он.

- Результат пока очень слабый, – отметил первый зампред ОП. – Мы подготовили проект резолюции, в котором изложили все эти проблемы. Будем обсуждать их и, наверное, предлагать органам власти объединить усилия с общественностью – её инициативы в России реализуются гораздо активнее. 

Предложения бурятских активистов уже рассмотрел и поддержал Общественный совет при Минприроды России.

- Через Общественную палату мы направили письмо Медведеву (премьер-министр России  Дмитрий Медведев – прим. авт.), который подписал это распоряжение (о водоохранной зоне) и такое же – Донскому (Сергей Донской – глава Минприроды) – подчеркнул Валерий Яковлев. – Сегодня эта водоохранная зона как шагреневая кожа ужалась. Но появилась ещё одна проблема: из 81 населённого пункта остался 41, расположенный прямо на побережье. Наше правительство вышло с предложением исключить их из водоохранной зоны. Отправило – тишина. Общественная палата три или четыре раза собиралась – и решение нашли. Сейчас оно рассматривается в Москве.

Общественники из Бурятии хотят подключить к этому вопросу своих коллег из ОП России, чтобы жители республики смогли как можно быстрее «вырваться» из искусственной резервации.

Напомним, в начале сентября инициативная группа граждан устроила на площади Революции митинг против уменьшения водоохранной зоны озера. А ранее на сайте Change.org появилась петиция, адресованная президенту. Её автор – представитель движения «За священный Байкал» Баир Цыбиков – попросил Путина остановить убийство Байкала. Это уже не первая подобная инициатива. Год назад на Change.org также объявили сбор подписей под петицией против сокращения новых охранных границ: тогда иркутянка Наталья Челпанова заявила, что это решение может нанести «жемчужине Сибири» непоправимый вред.

«Попытка «выдавливания» местного населения»

Напомним, после выхода нашумевшего распоряжения первыми тревогу забили бурятские учёные, экологи и общественники. Летом 2015 года они заявили: вопрос требует безотлагательного решения.

- Мы проанализировали ситуацию, подключили к обсуждению юристов и сейчас приходим к выводу, что попытка «выдавливания» местного населения с берегов Байкала всё же имеет место быть. Сам Байкал фактически забирают у жителей Бурятии. Подготовлена мощная нормативная база, которая резко ограничивает условия жизни людей. И, по нашему мнению, всё, что предпринимается в этом направлении, нарушает права жителей прибайкальских районов и всей республики, – отметил на специально организованной пресс-конференции председатель бурятского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Батор Цыренов.

Неоднократно высказывал своё мнение по этому поводу и бывший сенатор от Бурятии, ныне – академик РАН Арнольд Тулохонов. Он обращал внимание на то, что документ с республикой не согласовывался и потому он является нелегитимным. Тулохонов выступал и на заседаниях Совета Федерации. Впрочем, одними заявлениями в Совфеде он не ограничился и направил открытое письмо в Конституционный суд России и даже генеральному прокурору России Юрию Чайке. В послании на семи страницах экс-сенатор подробно расписал, как и в чём именно ущемляют права людей, проживающих на берегу Байкала. А в заключение и вовсе обвинил чиновников Минприроды в непрофессионализме.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях