Общество
1966

Долгая «лестница» в местное небо

Правительство приняло решение о приобретении самолета Як-40 с его последующей передачей по договору лизинга региональному перевозчику, чтобы содействовать созданию местной авиакомпании

«Як» как поддержка

Правительство рассмотрело бизнес-план развития ООО «Байкальская авиационная компания» («Байкалавиаком»), зарегистрированного и работающего в республике. Приобретенный за счет средств республиканского бюджета Як-40 будет передан ей в лизинг сроком на пять лет. Авиакомпания планирует арендовать еще два воздушных судна, сообщил официальный портал органов власти.

- «Байкалавиаком» готовит пакет документов для подачи в Росавиацию на получение сертификата эксплуатанта на коммерческие воздушные перевозки. Процедура занимает от одного до двух месяцев. После получения сертификата авиакомпания сможет выполнять рейсы на территории республики, – пояснил министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Сергей Козлов. 

 Напомним, ранее правительство Бурятии одобрило создание «Байкальской авиационной компании» («Байкалавиаком»). В ее парке находятся 12 самолетов АН-2 и один четырехместный самолет Р2006Т, имеется подготовленный летный состав.


Компания уже работает на пяти воздушных судах Ан-2, выполняя полеты по заявкам санитарной авиации,  Забайкальской базы авиационной охраны лесов, а также пассажирские авиаперевозки на Ан-2 в Баунтовском районе по маршрутам из райцентра Багдарин в отдаленные сверенные поселки Варваринск, Усть-Джилинда, Уакит.

В планах – налаживание авиасообщения из Улан-Удэ в северные районы республики - в поселки Нижнеангарск и Таксимо, полеты в Иркутскую область и развитие республиканской авиамаршрутной сети до посадочных площадок, расположенных в удаленных райцентрах республики.

Хоть олени лучше 

Новость приятная, но далеко не первая из «летописи» республиканской малой авиации, которая активно развивалась во времена СССР, когда на «крыльях Советов» можно было быстро добраться едва ли не до каждого райцентра. За исключением, конечно, тех, в которые и на машине путь был близок. А вот после краха СССР и стройной системы Аэрофлота с почившим в бозе республиканским авиаотрядом (к слову, крупным предприятием) - увы и ах. Свобода передвижения у людей появилась, но свободный рынок  перечеркнул ее даже на деревенском уровне, так как местные авиалинии прежде большей частью были дотируемыми.

Нишу быстро заняли частные автоперевозчики, хотя им оказались неподвластны северные территории (Муйский и Северо-Байкальский районы), куда нет дорог от Улан-Удэ. Да и дальние многочасовые поездки в ту же Закамну или Тунку нельзя назвать очень комфортными по сравнению с полетами в эти же края. 

Республиканские власти постепенно почти смирились с этой ситуацией, стараясь, чтобы не прекратились полеты на север и между самими северными поселками, в которые «только самолетом». Ну, не на оленях же, хоть они и лучше! 

ПАНХ и пропал

Хотя попытки реанимировать местные авиалинии предпринимались, еще в 2015 году авиакомпании ПАНХ и «Бурятские авиалинии» выполняли внутриреспубликанские сообщения из Улан-Удэ в Нижнеангарск, Таксимо, Кырен, Усть-Баргузин, Багдарин и внутри Баунтовского района (из поселка Багдарин в населенные пункты Карафтит, Уакит, Варваринск и Усть-Джилинда).  А 2014 год и вовсе называли знаковым для развития малой авиации Бурятии. Впервые за 20 лет были открыты постоянные полеты в отдаленные районы республики благодаря государственной поддержке, которую правительство Бурятии оказало авиакомпании ПАНХ при покупке двух самолетов L-410 и трех самолетов Cessna. Однако все это как-то не сложилось. ПАНХ увязла в долгах по лизингу. С господдержкой перевозчика не срослось. Власти республики отказались от планов спасения ПАНХ.  С финансовыми и организационными проблемами столкнулись и «Бурятские авиалинии». Последние привлекали к партнерству даже дагестанскую компанию «Пионер - региональные авиалинии». Успеха это тоже не принесло.

Обнимая небо новыми шагами

Новый глава Бурятии Алексей Цыденов, будучи «родом из Минтранса», судя по всему, воспринял ситуацию как личный вызов. Сначала он решил проблему снижения тарифов на северные рейсы, выделив средства на дотации из республиканского бюджета. А сейчас в очередной  раз предпринимаются шаги по созданию регионального авиаперевозчика. Можно не сомневаться, что под его личным кураторством.

Во всяком случае,  он сам быстро вступил в дискуссию на Facebook, где проект с покупкой Як-40 назвали «очередным разводом бюджета Бурятии на деньги». Алексей Цыденов отреагировал аргументированно: «Самолетов в эксплуатацию берётся три! (…) Один покупается, два в аренду. Один летает в регулярном расписании на Таксимо и Нижнеангарск, второй резервный и на чартерную программу. Третий сдается в субаренду или встаёт на межрегиональные перевозки (…). Для нашей авиакомпании годовая потребность в субсидии (при сохранении того же пассажиропотока на север и стоимости билета) составляет по году порядка 50 млн рублей. Только еще налоги в наш бюджет и люди наши работают». 

Будем надеяться, что на этот раз строительство «лестницы» в республиканское небо завершится успешно.

Автор: Алексей Субботин

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях