Байкал
3691

«Уже стало традицией обвинять китайцев в экспансии Байкала и других смертных грехах»

Туроператоры нашли объяснение наплыву путешественников из Поднебесной

Фото: meduza.io / Илья Татарников

Байкал в последние годы притягивает путешественников со всего мира. Среди них – немало известных людей: актёры, фотографы, журналисты, телеведущие, певцы… Неудивительно, что сегодня крупнейшие туроператоры страны делают ставку именно на «жемчужину Сибири». Наряду с россиянами, европейцами, американцами и монголами, отдохнуть на озеро едут и жители Китая. После того, как певец  Ли Цзянь написал популярную в КНР песню «На берегах Байкала», многие его соотечественники мечтают увидеть озеро собственными глазами.

Вместе с тем, в СМИ всё чаще появляются статьи об «иностранной оккупации» Байкала. Тревогу из-за возросшего турпотока из Поднебесной бьют и специалисты. Больше всего от «наплыва» китайцев страдает соседняя Иркутская область, к тому же гости из-за рубежа фактически не приносят дохода в местный бюджет, а вот вред экологии наносят – и немалый.

«Местным останется наблюдать со стороны»

Ещё прошлой осенью на эту проблему обратил внимание орнитолог и эколог Виталий Рябцев. Он заявил: на фоне сокращения количества туристов из Европы, США и Японии – в большинстве своём «экологически воспитанных», на побережье Байкала наблюдается взрывной рост численности гостей из Китая, которые к природе относятся ещё более потребительски, чем россияне. Бизнесмены из Поднебесной покупают турбазы и земельные участки и создают сугубо китайскую туристическую инфраструктуру. К примеру, летом 2016-го в Хужире появилась первая китайская гостиница, причём весьма «вместительная».

Специалист высказал опасения, что вскоре туристы из КНР будут проживать на Ольхоне только в китайских гостиницах и обслуживаться только китайским персоналом, включая водителей и гидов. 

- А местным жителям останется лишь наблюдать за этим турпотоком со стороны, как и за процессом деградации природы, – подчеркнул Виталий Рябцев. 

Учёный даже предложил наложить мораторий на строительство новых турбаз и гостиничных домов на Ольхоне и ограничить возможности иностранцев владеть и заниматься туристическим бизнесом, руководствуясь опытом Таиланда.

«Потребуется изменить привычки людей»

Минувшей весной известная американская газета «The New York Times» опубликовала статью, посвящённую Байкалу. Издание назвало сортиры и китайцев главной угрозой для «жемчужины Сибири».

- Туалеты – главный предмет разговоров на озере Байкал в эти дни, по крайней мере, среди людей с экологическим сознанием, – отмечает автор публикации Нил Макфаркуар. – Годами главным воплощением зла для них был Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, располагавшийся на побережье и изрыгавший загрязнения в великолепное озеро, которое содержит примерно пятую часть пресных вод (не в виде льда) на поверхности Земли.

Однако после того как три года назад БЦБК закрылся, битва за сохранение Байкала переключилась на другие темы, пишет издание.

- Некоторые считают, что новая борьба даже сложнее: потребуется изменить повседневные привычки людей, которые издавна живут в этом удалённом уголке Сибири, а также контролировать растущий приток в основном китайских туристов, для которых озеро стало романтичным направлением для путешествий, – говорится в статье.

Жители Поднебесной устремились на Байкал после падения рубля в 2014 году, отмечает «The New York Times». Издание также напоминает о планах команды российских и китайских инвесторов потратить более 11 миллиардов долларов на строительство гостиниц и другой туристической инфраструктуры на иркутском побережье. 

- Экологи обеспокоены тем, что если план будет осуществлён, жизнь на озере превратится в «бордель», а экологии будет нанесён вред, – пишет «NYT».

Расследование о том, как «устроено» китайское нашествие на Иркутскую область, в мае провела «Медуза». Предприниматели  рассказали журналистам, что в гостиницах на берегу озера нет свободных мест даже зимой, туроператоры посетовали, что китайские коллеги «выдавливают» их из бизнеса, ну а местные жители недовольны тем, как ведут себя туристы из КНР.  

«Слабая отдача»

Вскоре ситуацией озаботились и в Госдуме. Минувшим летом Михаил Щапов, который представляет интересы Иркутской области в нижней палате российского парламента, рассказал о проникновении китайских предпринимателей на территорию страны. В интервью ИА «Политика сегодня» депутат отметил, что эта проблема очень важна для сибирских и дальневосточных регионов, ведь существует множество неурегулированных вопросов, которые несут потенциальные угрозы их экономическому развитию.

В качестве примера он привёл ситуацию с туристами на Байкале.

- Китайские компании часто ведут очень обособленную деятельность: туристы оплачивают туры и авиабилеты в юрисдикции Китая, живут в китайских гостиницах, сувениры покупают у китайских предпринимателей, даже гиды с ними работают китайские и никто не знает, насколько точную информацию они дают во время экскурсий, – заявил Михаил Щапов. – При этом нагрузка на туристические и природные объекты растёт, содержатся они за счёт бюджета России, которые получает очень слабую отдачу от присутствия этой категории туристов.

Если верить словам чиновников, Бурятию «иностранная оккупация» пока не коснулась.

- Эта ситуация, наверное, более характерна для Иркутской области. Если смотреть загрузку наших отелей, то китайские туристы всё равно там останавливаются. Конечно, у них есть требования: хотя бы одно посещение ресторана китайской кухни, европейского ресторана, – рассказывала  председатель комитета по туризму Минэкономики Бурятии Баярма Цыдыпова.

По музеям путешественников из Поднебесной водят гиды-китайцы, которые зачастую неверно рассказывают о той или иной достопримечательности и «продвигают» свою трактовку российской истории. Однако скоро этому положат конец: в Минкульте страны подготовили законопроект, который обяжет иностранных экскурсоводов проходить аттестацию.

- Когда этот федеральный закон будет принят (до конца года – прим. авт.), мы сможем проверять этих гидов на знание культуры, истории и традиций Бурятии, потому что информация, которую они рассказывают своим туристам, должна быть, по крайней мере, достоверной, – пояснила Баярма Цыдыпова.

Она добавила, что в Бурятии для сопровождения приезжих нанимают в основном местных специалистов, владеющих китайским языком.

- Их около 15-20, а китайских гидов я своими глазами не видела, – призналась председатель комитета по туризму.

«Ошибка в самой системе»

У представителей турсферы – свой взгляд на ситуацию. Как пояснила сайту «Тайга.Инфо» директор туристического направления группы компаний «Истлэнд» Екатерина Белезякова, дело в самой системе организации и регулировании рынка.

- Уже стало традицией обвинять китайцев в экспансии Байкала и других смертных грехах. Но я как человек, работающий в турбизнесе, не стала бы только их винить во всём этом, – рассказала она изданию. – Это происходит потому, что за последние два-три года ничего не было сделано в плане регулирования и защиты местного туристического рынка.

По словам специалиста, турбизнес из КНР «умеет зарабатывать деньги и быстро перестраиваться».

- Китайцы продолжают работать гидами, открывают компании, строят гостиницы, возят сюда туристов. Наши законы они стараются явно не нарушать, и я могу только уважать их за то, что они делают и с какой скоростью. Нам, местным игрокам, конечно, эта деятельность не очень приятна. Обвинять их можно и дальше, но, думаю, ошибка в самой системе организации и регулировании рынка, – подчеркнула Белезякова.

Только в первой половине 2017 года в рамках безвизового обмена Прианагарье посетили восемь с половиной тысяч жителей Поднебесной – на 15 %  больше, чем за аналогичный период 2016-го. И это только по официальным данным. А в конце сентября  директор агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина заявила о 36 тысячах китайских туристов, что уже в три раза больше прошлогодних показателей. 

Что касается самих иркутян и приезжих из соседних регионов, они всё чаще сами организуют свой отдых и выстраивают собственные маршруты, тем более что и информации, и предложений, и ресурсов для этого сегодня достаточно, подчеркнула представитель ГК «Истлэнд»

- Стоит учитывать и высокую моторизованность населения, которая позволяет забираться в самые отдалённые уголки и приезжать на Байкал в полюбившиеся места многократно. Особенно это актуально для жителей Иркутской области и Бурятии – они же местные и все места знают, – рассказала Екатерина Белезякова.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях