На днях правительство Бурятии разработало положение о недавно созданном министерстве туризма. Согласно проекту указа руководителя региона, в нём будут работать 22 сотрудника.
По данным «Московского комсомольца в Бурятии», будущему министру дадут двух заместителей, которые возглавят комитеты стратегического управления развитием туризма и продвижения турпродукта и поддержки субъектов туристской индустрии. В ведомстве будет пять отделов – координации, управления, поддержки субъектов туриндустрии, развития территорий с особыми режимами хозяйствования, а также маркетинга и продвижения туристского продукта. Расположится оно в правительственном здании на ул. Ербанова, 7, близ театральной площади имени Лхасарана Линховоина – там же, где сейчас находится Минфин.
Накануне стало известно, что из-за появления министерства члены Общественной палаты Бурятии (далее – ОП) лишились помещения для работы. Об этом на своей страничке в Facebook рассказала зампредседателя ОП Сажида Баталова.
- Самое смешное-грустное, что для нового Минтуризма отбирают один из трёх кабинетов Общественной палаты Бурятии – и всё это во время Гражданского форума. Сначала аппарат ОП сократили на два человека, оставив всего три ставки, потом – командировочные у членов палаты с 500 до 360 тысяч рублей в год. Интересно, кому мешает активное гражданское общество Бурятии? – написала Сажида Баталова.
Она попросила главу республики разобраться в ситуации.
- Обратите внимание на эти вопиющие факты, – обратилась зампредседателя палаты к Алексею Цыденову.
На правительственном брифинге 30 октября председатель ОП Баир Бальжиров подтвердил, что расходы на командировки активистам «урезали» почти в полтора раза. Если раньше на поездки внутри и за пределы республики и проживание в гостиницах им выделяли около полмиллиона рублей в год, то сейчас – чуть более 300 тысяч.
- Мы работаем на общественных началах и не получаем никаких выплат, помимо компенсации непосредственных расходов – на билеты и гостиницу. Всё, – уточнил Баир Бальжиров.
Прокомментировал он и решение властей забрать у членов ОП один кабинет.
- Я бы не сказал, что мне это нравится: мы как-то привыкли работать в этих комнатах, – сообщил глава ОП. – И когда начальник хозяйственного управления (судя по всему, речь идёт о хозяйственно-транспортном комплексе администрации главы и правительства Бурятии – прим. авт.) написал, что три сотрудника и так далее, привёл расчёты, сколько «квадратов» положено на одного человека, я просто сказал, что это неправильно.
По его словам, все члены ОП еженедельно проводят приём граждан, регулярно выходят «на связь» с Общественной палатой России, встречаются с представителями некоммерческих организаций, устраивают совещания. Двух кабинетов для 42 человек явно маловато.
- Я просил учесть это. Откровенно скажу, что эти перемещения не совсем удобны для нас, поскольку среди общественников есть люди, которые передвигаются на колясках, некоторым просто трудно ходить, – признался Бальжиров. – Вместо комнаты, которая была на том же этаже, у нас будет другая – в подвальном помещении. Ну это факт.
«Клуб любителей пива»
Напомним, три года назад между Общественной палатой предыдущего созыва и Народным Хуралом разгорелся грандиозный скандал. Активисты попросили народных избранников о помощи – членам ОП из отдалённых районов потребовались деньги на командировки. Для этого нужно было внести поправки в республиканский закон.
Правительство общественников поддержало, а вот некоторые парламентарии окрестили палату «клубом любителей бега». Вот как пояснил тогда свою позицию депутат Михаил Гергенов.
- Палата должна сама себя содержать, понести какие-то финансовые затраты и приложить моральные усилия, поскольку она была создана на общественных началах, – заявил он infpol.ru. – Если она получает деньги, то перестаёт быть независимой от органов власти. К тому же отдельной статьи расходов в бюджете республики на содержание Общественной палаты не предусмотрено. На компенсацию расходов на поездки представителям отдалённых районов требуется 500 тысяч рублей. Сумма это немаленькая.
Председатель комитета Народного Хурала по госустройству Борис Ботоев объяснил принадлежащее ему сравнение ОП с «клубом любителей пива» с юридической точки зрения.
- На вопрос об организационно-правовой форме в Общественной палате не смогли ничего ответить. Они не являются юридическим лицом и потому не могут быть бюджетополучателями, – заявил Ботоев. – Это общественное объединение, правовой статус у него такой же, как у того же «клуба любителей пива» или «клуба любителей бега». Но, вместо того, чтобы проштудировать закон, члены палаты сделали оскорблённый вид. Правовая неграмотность – это их беда.
Активисты и в самом деле обиделись на депутатов. Даже опубликовали в открытом доступе соответствующее заявление. А ещё обвинили народных избранников в политической и профессиональной близорукости.
«Найдём компромисс»
Несмотря на резкие заявления со стороны парламентариев, члены палаты заявили, что всё-таки рассчитывают на положительное разрешение ситуации. На пресс-конференции 10 июня 2014 года прежний председатель ОП Владимир Прокопьев выразил надежду, что этот неприятный инцидент останется «печальной страницей» в истории становления организации.
- Когда принимался закон о палате, народным депутатам надо было это ситуацию продумать, но раз уже такая коллизия получилась, правительство нашло возможным внести законопроект в рамках законодательной инициативы. Нас как-то очень серьёзно обеспокоило это непонимание самого вопроса, – заявил Владимир Прокопьев.
Он добавил, что в других регионах России – в отличие от Бурятии – общественникам создали все необходимые условия для работы.
- Я думаю, что всё-таки мы найдём здесь определённый компромисс. Может, на каких-то эмоциях это получилось. Думаю, что вопрос финансового обеспечения Народный Хурал на сессии примет. Были опасения, что не примет. Тогда будем продолжать. Нам отпущен срок полномочий в три года, постараемся добросовестно отработать. Мы имеем право отстоять – обратиться в Общественную палату России, чтобы они нас поддержали, помогли, к полпреду России в Сибирском федеральном округе, – рассказал экс-глава ОП Бурятии.
Напомним, за кресло руководителя Минтуризма намерены побороться 42 человека. В их числе – чиновники, сельские депутаты, предприниматели, экономисты, преподаватели вузов, журналист, правозащитник и представители туротрасли. Конкурсный отбор завершится в середине ноября. Специально созданная комиссия рассмотрит документы всех претендентов.
Тех, кто пройдёт во второй этап, ждут собеседование и защита своих программ и уже после – тестирование. Окончательное решение остаётся за главой Бурятии – на рассмотрение Алексея Цыденова внесут не менее двух кандидатур.