На минувшей неделе в столице Бурятии уже в третий раз прошёл Гражданский форум, организатором которого выступила Общественная палата (ОП) республики. В течение двух дней – с 26 по 27 октября – на девяти дискуссионных площадках обсуждались «наболевшие» вопросы – ЖКХ, дороги и транспорт, развитие образования и сельского хозяйства, а также сохранение Байкала.
Напомним, мероприятие посетил председатель комиссии ОП России по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор. Он раскритиковал идею строительства мусоросжигательного завода, зато похвалил итальянские баки для мусора.
- Я увидел контейнеры у домов – новые, хорошие, с надписью «твёрдые пищевые отходы». Но в них валят что хотят. Например, строительный мусор. Привлекаете каких-то японцев – это дорогостоящий и никому не нужный проект. Стоит уходить от мусоросжигания. Строительство полигонов – тоже не выход. Полигон – это свалка, гниющая и дающая те же выбросы в атмосферу, только с твёрдым покрытием, – заявил общественник.
Подводя итоги форума на правительственном брифинге 30 октября, председатель ОП Бурятии Баир Бальжиров заметил, что всё-таки было бы неплохо внедрить в Улан-Удэ сортировку мусора.
- Было время, когда город выступил с такой инициативой. И контейнеры приобрели хорошие для раздельного сбора, – вспомнил он. – Но в результате как-то всё сошло на нет. И сегодня к этому, конечно, нужно вернуться. Положить в отдельные пакеты пластик, полиэтилен, стекло не так трудно. А это ценное сырьё. Игорь Шпектор высказал соображения относительно наших планов по работе с мусором, дал конкретные рекомендации.
«Абсурдные предложения» и баки за 60 миллионов
Отметим, попытки приучить горожан к «сортировке» и в самом деле предпринимались, но успехом так и не увенчались. А началось всё с того, что зимой 2014 года администрация Улан-Удэ закупила специальные контейнеры для раздельного сбора мусора и два мусоровоза. Они обошлись городской казне в 60 миллионов рублей.
Однако вскоре выяснилось, что мусороперерабатывающий завод не готов принимать раздельно собранные отходы. И коммунальщики продолжали отправлять их на утилизацию по привычной схеме – на общий полигон. Вскоре на нововведение махнули рукой и сами горожане. Сегодня итальянских баков в бурятской столице поубавилось: от некоторых отказались управляющие организации, другие попросту пришли в негодное состояние. Да и прежнее руководство республики восприняло идею сортировки ТБО без энтузиазма.
- Вы должны разобраться в вопросе, прежде чем давать абсурдные предложения, – посоветовал экс-глава Вячеслав Наговицын замминистра природных ресурсов Бурятии Александру Лбову. – Положительного опыта в стране нет, а установку единичных модулей для раздельного сбора в районе Москвы за положительный опыт принять нельзя. У нас в республике нет ни стекольного производства, при котором имеет смысл собирать бутылки, ни производства компоста.
К раздельному сбору мусора улан-удэнцев в прошлом году призывали и активисты международной экологической организации «Гринпис». Напомним, к концу сентября 2016-го каждый субъект должен был разработать собственную схему по обращению с отходами.
- Это шанс навести порядок в «мусорной отрасли» и внедрить цивилизованную переработку по всей стране. Будут ли в наших городах расти свалки и мусоросжигательные заводы или их сменят безопасные «зелёные» технологии? Появятся ли у нас во дворах цветные бачки для раздельного сбора? Удастся ли сэкономить на вывозе мусора за счёт сдачи вторсырья? Ответы на все эти вопросы зависят от того, какую схему утвердят власти вашего региона, – заявили «зелёные».
Под уже готовым документом горожанам предлагали подписаться на специально созданном ресурсе. Напомним, в сентябре стало известно, что россияне, которые займутся сортировкой ТБО, смогут получить скидку на «коммуналку».
«Можно ездить по снегу»
Обсуждались на Гражданском форуме и транспортные проблемы. И некоторые из них, по мнению Баира Бальжирова, требуют радикального решения.
- Это новые дороги, новые транспортные коридоры, – подчеркнул он.
Глава Общественной палаты также посетовал на «жуткие пробки» в центре Улан-Удэ.
- Они наносят большой экономический ущерб. Это не только удар по нервам автомобилистов, но и загазованность – уже не говоря об авариях и обо всём остальном, – пояснил Бальжиров. – На форуме прозвучало много интересных предложений, которые не требуют больших денег – например, чтобы дети носили светоотражающие элементы. К этому надо призвать и взрослых. Может, это бы многих спасло от беды. Сейчас рано наступают сумерки, люди только возвращаются с работы, из школ и детских садов. Я сам вожу машину. Увидеть тех, кто «вылетает» на дорогу, в этом потоке очень трудно. И почему-то мода такая, что все ходят в тёмной одежде. Раз – и человек уже перед тобой.
«Разгрузить» движение на трассах предлагают при помощи двухколёсного транспорта.
- Город у нас всё-таки относительно небольшой по сравнению с гигантскими мегаполисами. И протяжённость большинства маршрутов – два-три километра. Если бы появились велосипедные дорожки, люди бы не лезли в машины и, может быть, даже не садились бы в трамваи, – считает Баир Бальжиров. – Отмечалось, что сегодня и велосипеды-то не такие, как раньше – есть с разными шинами. В принципе, на них можно ездить и по снегу.
На «железном коне», по мнению председателя ОП, можно запросто добраться до магазина.
- Это очень полезно для здоровья, – заявил он. – Поэтом было принято решение проработать эти вопросы. Была идея состыковать велосипедные дорожки с трамвайными остановками, чтобы человек оставил там велосипед, съездил в центр, а потом вернулся, снова сел на велосипед и уехал. Развитие общественного транспорта в Улан-Удэ необходимо. Об этом говорили все.