Стратегия государственной политики РФ в области защиты прав потребителей игнорирует интересы граждан в значимых сферах, считают эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ). В документе не учтены услуги здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания и ЖКХ. ОНФ предлагает сформировать специальные разделы о цели, задачах, направлениях и механизмах защиты прав потребителей в социальной сфере и ЖКХ.
Цель утвержденной в конце августа 2017 году Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года - защита интересов всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам. При этом особое внимание уделяется социально уязвимым группам граждан, говорится в тексте документа. Однако эксперты Народного фронта пришли к выводу, что в документе не учтены услуги социальной сферы и ЖКХ, сообщает пресс-служба ОНФ.
- Возникает вопрос - почему эти сферы не нашли должного отражения в стратегии? Повседневные услуги, с которыми сталкиваются все жители нашей страны, просто выведены за рамки документа. Можно утверждать, что потребителя в полном понимании слова в стратегии нет, не сформированы представления о конкретных механизмах защиты его прав в социальной сфере и ЖКХ, - отмечает руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.
Он отметил, что в лучшем случае в стратегии приводятся общие направления, без описания механизмов защиты прав и интересов потребителей. Так, вопросы ЖКХ рассмотрены в одном абзаце и речь в нем идет лишь о повышении информирования потребителей, обеспечении всеобщего доступа к услугам ЖКХ и разрешении споров между потребителями и организациями ЖКХ. Каким образом предполагается реализовывать эти направления, стратегия умалчивает. В отраслевых документах эта тема тоже не затрагивается. Стратегия развития ЖКХ в РФ на период до 2020 года не дает представления о механизмах защиты прав потребителей коммунальных услуг, сводя их к общественному контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Медицинская сфера также коротко рассматривается в стратегии в контексте информирования потребителей и дополнительных мер по защите незастрахованных лиц, детализация таких действий отсутствует. Образование и культура как сферы услуг вообще не нашли в стратегии своего отражения. Особо эксперты ОНФ отмечают отсутствие в ней вопросов защиты прав и интересов потребителей в сфере социального обслуживания. Это явно расходится с заявленным в стратегии учетом реальных интересов «социально уязвимых групп населения».
При этом результаты работы проекта ОНФ «Народная оценка качества» показывают, что к качеству услуг в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании и культуре у граждан много претензий. На сайт проекта narocenka.ru поступило почти 22 тыс отзывов граждан о качестве работы 2,5 тыс организаций соцсферы. Подавляющее большинство замечаний россиян касаются сложностей при записи к специалистам, времени ожидания в очереди, удобства помещений.
В ОНФ также отмечают, что механизмы защиты прав потребителей рассматриваются в стратегии преимущественно с точки зрения совершенствования судебных процедур и работы потребительских организаций. Однако судебный процесс и процедуры работы по обращениям граждан в потребительских организациях занимают большое количество времени, а несудебные механизмы самостоятельной защиты потребителями прав и интересов в документе отсутствуют.
Эксперты ОНФ предлагают сформировать специальный раздел или группу разделов, в которой будут поставлены цели, задачи, определены направления и механизмы защиты прав потребителей в социальной сфере и ЖКХ. При этом роль потребителя в деле защиты прав должна рассматриваться отдельно.