Они вручают «письма счастья» порой с риском для жизни. Их особенно не любят те, кто неохотно возвращает долги. Круглосуточно они разыскивают нерадивых отцов, не желающих платить алименты, должников по квартплате и кредитам.
За годы работы судебные приставы научились находить людей так, что с ними вполне могут посостязаться именитые сыщики, а их некоторые приемы могут лечь в основу остросюжетного фильма. 1 ноября Россия отмечает День судебного пристава. В преддверии профессионального праздника мы решили рассказать самые необычные истории из жизни служителей Фемиды.
Своя схема
Почти за 12 лет работы у теперь уже главного специалиста - эксперта отдела организации исполнительного производства УФССП Даримы Ламажаповой появилась своя наработанная схема поиска должника. Разными способами ей приходится отлавливать должников, представляясь чужими именами и «внедряясь» в их деятельность. Сегодня Дарима согласилась рассказать «Информ Полису» об одном интересном должнике.
- В ноябре 2007 года ко мне попало дело одного отца. Баир развелся с женой, оставив двоих детей. Причем один из них – инвалид детства. Сводя еле концы с концами, его бывшая супруга подала на алименты, но муж не спешил помогать ей. Тогда 30-летний Баир работал в детской творческой студии водителем. И с него удерживали 1/3 часть заработной платы, - начала свой рассказ Дарима Ламажапова.
После того как постановление пришло на работу, должник подал в суд возражение, и судебное решение вскоре отменили. Тогда Баир утверждал, что второй ребенок инвалид не от него. Однако подтвердить свои доводы мужчина не спешил. Сначала он все откладывал экспертизу ДНК, позже и вовсе забыл о ней. Так дело вновь восстановилось.
- Когда документ поступил в исполнительное производство, он стал часто менять место жительства. Однажды на одной из квартир я застала беременную девушку, которая пояснила, что он здесь не проживает. Девушка ответила, что она проживает с братом и никакого Баира не знает, - рассказывает Дарима.
После неудачных поисков судебный пристав позвонила взыскательнице. Та попросила описать беременную хозяйку, а позже выдала: «Так эта ж его новая жена, по совместительству моя родственница».
«Баир, открывай! Это я»
В следующий раз «в гости» к Баиру Дарима взяла с собой своего коллегу Тумэна. Наперед зная, что должник не откроет ей дверь, она попросила Тумэна постучаться. Сама же спряталась под лестницей.
- Баир, открывай! Это я, Тумэн! - постучавшись, сказал судебный пристав.
Приняв гостя за «своего», Баир открыл-таки дверь. И в этот момент к нему зашли служители Фемиды. На имущество ошарашенного должника судебные приставы тут же наложили арест. Взыскать бытовую технику планировалось чуть позже, но этого так и не случилось. Баир с женой на следующий же день съехали. После недолгих поисков Дарима нашла-таки должника в очередной раз с помощью бывшей жены. Баир устроился водителем в одном из маршрутных такси города. Прождав его на конечной остановке почти час, настойчивый пристав встретилась с должником. Когда он высаживал пассажиров, Дарима запрыгнула на переднее сиденье, заблокировала двери, забрала выручку и потребовала нерадивого отца проехать к месту, где хранится его имущество.
- Свои вещи он хранил у друга дома. Там мы изъяли его DVD и отдали на реализацию. Он представил копию трудового договора, что работает на маршруте. Мы вновь передали ему полный пакет документов, - вспоминает пристав.
После этой встречи Баир опять исчез. Тогда пристав нашла его работодателя и разузнала, где живет неплательщик. В этот раз ее встретила та же девушка, только уже с ребенком на руках. На следующий день Баир сам пришел к судебному приставу на работу и похвалил.
- Что сказать… хорошо работаете, - вздыхал уставший прятаться Баир.
В этот же день Дарима подала рапорт о наличии состава преступления по ст. 157 УК РФ, после чего на должника возбудили уголовное дело.
Из должника в приставы
В отличие от Баира, история другого должника стала ярчайшим примером для подражания. В стенах Управления ФССП все до сих пор помнят Андрея Размахнина. Его уважают как начальника и любят как коллегу. Хоть он уже не работает несколько лет, история его жизни стала уже притчей. Мы связались с экс-должником, а ныне успешным юристом.
Начиналась его история в 1998 году. Некогда успешная Гусиноозерская шахта закрылась. 21-летний Андрей лишился работы. На тот момент молодой человек был уже разведен и имел малышку-дочку. Как и в первой истории, женщина подала на алименты. В отличие от Баира, селенгинский должник не убегал от приставов и, когда его пригласили в отдел, пришел в строго оговоренное время.
- Долг за несколько месяцев превратился в кругленькую сумму, - поведал ему пристав.
Тогда Андрей рассказал, что в поисках работы и за все это время ничего путного так и не нашел. Недолго думая приставы предложили ему работу водителя у них. Удивленный такому повороту, должник тут же согласился. Ежедневно наблюдая за работой служителей закона, Андрей сам захотел стать одним из них. И через несколько месяцев он поступил в университет.
- Мне предложили учиться в Байкальском государственном университете экономики и права три года заочно без отрыва от работы. Когда окончил вуз, сразу взяли на работу в должности судебного пристава-исполнителя, - рассказывает Андрей Размахнин. – Мне понравилось. Очень. Не знаю даже, как объяснить. Я ведь вылез из шахты, а здесь мне дали полномочия накладывать штрафы, следить за исполнением обязательств.
Нападение на работе
2003 год. Долг по алиментам погашался, малышка, с которой отец старался проводить все свое свободное время, росла. Новоиспеченный пристав, одурманенный своей работой в хорошем смысле этого слова, старался сделать все, что от него требовалось, на высшем уровне. И вдруг нападение…
- Я пришел к должнику-женщине по зарплате. В доме она с толпой распивала спиртное. Я просто, наверное, пришел не вовремя. Захожу, показываю удостоверение. Тут же на меня накидывается один из ее родственников. Мужчина выбил из рук документ, схватил меня за горло и стал душить. Я чувствовал, как теряю сознание, но в какой-то момент сумел вырваться и убежать. На улице недалеко стояла милиция. Вместе с ними я и зашел второй раз, - вспоминает Андрей.
Карьерная лестница
Тогда родственнику должницы дали три года условно. Однако это нападение не побудило пристава уволиться. Даже наоборот – начал трудиться с удвоенной силой. Вскоре он стал замначальника районного отдела судебных приставов. А через год его перевели начальником в Хоринский отдел.
- Тогда в отделе был большой архив неисполненных исполнительных документов. Штат был небольшой, но за девять месяцев мы все переработали. Улучшились показатели, и меня перевели в Улан-Удэ на должность ведущего специалиста отдела организации исполнительного производства и розыска, – рассказывает наш герой.
Еще через год Андрей возглавил самый крупный отдел в республике – Октябрьский. Но через два года, в 2008-м, он решил уволиться и уйти в коммерческую организацию на должность юрисконсульта. К этому времени Андрей успел получить еще одно образование – экономическое, проучившись в БГСХА.
Переезд в Москву
За время работы в Бурятии теперь уже бывший судебный пристав познакомился со второй женой. В новом браке родились две девочки. Многодетный отец старался делать все, чтобы обеспечить трех дочерей. На тот момент старшая дочь поступила на экономический факультет в один из вузов Иркутска. Андрей же решил покорять Москву. И в 2013 году летит в столицу, чтобы обеспечить будущее детей.
- Имея три диплома, я оказался здесь никому не нужен. Ходил на собеседования, раскидывал резюме, пока мне не позвонили с одной компании и не предложили возглавить департамент правового обеспечения деятельности юридического лица, - вспоминает Андрей.
То время, признается мужчина, было одним из самых тяжелых в его жизни. Ведь он оставил семью в Бурятии и уехал один. Звонок раздался не сразу. За это время начала проявляться депрессия.
- Я был одинок, и это меня угнетало. Тогда я стал все чаще посещать храм, общаться со священником. И это мне очень помогло пережить то время. Сейчас я получаю четвертое образование – духовное, хожу при храме на библейские курсы. Хочу себя узнать. Ведь раньше о существовании духовного мира не задумывался. Это меня притягивает. Хочу передать свой жизненный опыт детям, – признается бывший пристав.
Со временем Андрей перевез семью в Москву, и Бог подарил ему четвертого ребенка – долгожданного сына.
- У меня еще есть двое внуков. Их подарила мне дочка от первого брака. Они живут сейчас в Иркутске. Она у меня молодец. У нее свой бизнес. Ее мама тоже вышла замуж и занимается предпринимательской деятельностью. Две мои дочки хотят стать юристами. Одна учится в университете, вторая пока в школе. Сыну 1 год и 9 месяцев, - с гордостью рассказывает наш герой.
Оглядываясь назад и учитывая ошибки прошлого, Андрей благодарит бывшую жену.
- Когда она подала на алименты, я только по прошествии времени, уже будучи юристом, понял – это была необходимая мера защиты. Я ей благодарен за то, что она всегда была с нашей дочерью и с нею остается до сих пор.