Наибольшую известность «Эпидемия» получила своими металл-операми - «Эльфийская рукопись» и «Сокровища Энии». На творчество коллектива большое влияние оказали культовые произведения в жанре фэнтэзи, вроде «Властелина Колец» Толкина, «Рунного посоха» Муркока и «Саги о копье» Хикмена и Уайс. Группа, что нехарактерно, является долгожителем российской сцены (основана в 1993 году в Москве), это был ее первый концерт в нашем городе. Концерт проходил в ночном клубе "Гламурный партизан". Как признаются зрители, группа выложилась на все сто.
Вашему вниманию интервью с группой. Ю.М. – Юрий Мелисов, лидер группы, Д.М. - Дмитрий Процко, гитарист, Е.Е. – Евгений Егоров, вокал, А.М. – Андрей Максимкин, директор.
- Рады вас приветствовать в Улан-Удэ. Вы в первый раз в Бурятии?
Ю.М.: К сожалению, в первый раз попали в ваш замечательный город. Надеюсь, никто не будет разочарован.
- А вообще, Сибирь и Дальний Восток – знакомые для вас регионы?
Ю.М.: Да, по Сибири мы ездили всегда, еще когда начались первые туры «Эпидемии», с момента выхода «Эльфийских рукописей». На Дальнем Востоке бывали тоже, директор смог нам устроить выезды во Владивосток, Хабаровск. Были в Иркутске, и, наконец, мы смогли выбраться в Улан-Удэ и Читу.
- Как вы переносите такой сложный гастрольный тур? Если не ошибаюсь, начали еще в 2015-м.
Ю.М.: Ну, он идет с перерывами, мы регулярно возвращаемся в Москву. Тяжело бывает в туре, когда меняются часовые пояса, ночные перелеты, расписание поездов, подъем в разное время суток. Тяжеловато, но все это компенсируется энергетикой живых концертов. Публика всегда радует.
- Да, поклонники вашего творчества и вообще тяжелой музыки были рады узнать, что такой прославленный коллектив впервые посещает наш город. Вообще, сколько оборудования и реквизита вы с собой возите?
Ю.М.: Каждый участник группы возит с собой чемоданчик с инструментами, барабанщик возит установку и всякие вещи вроде кардана и прочего, что он не может заменить на месте.
Д.П.: По сравнению с группой Louna у нас вообще ничего нет
Ю.М.: Все необходимое мы уже давно оптимизировали, чтобы не платить за перевесы, но главное – именно наш звук, мы себе обеспечиваем, например, собственный концертный пульт. Остальное выставляет прокатчик, как у других групп.
- У вас налажено хорошее взаимодействие с другими представителями российского heavy-metal, частое делаете совместные записи. А есть ли сотрудничество с коллективами из Бурятии? Тот же «Оргазм Нострадамуса».
Ю.М.: Мы, к сожалению, лично не знакомы, хотя это и старая группа.
- Да, это патриархи, почти как вы
Ю.М.: Я даже не знал что они из Бурятии. Всегда готовы поработать совместно.
- «Аборт мозга» вот еще есть. Ладно, вы в своих последних дисках устраивали смелые эксперименты, а не думали использовать в творчестве фолк? В частности, бурятский или монгольский. В той же Монголии хард-рок и металл были очень популярны до недавних времен, может, сталкивались с творчеством групп «Хурд» или «Алтан-Ураг»?
Ю.М.: У нас как раз стиль именно этнический фолк, больше ирландский, и волынка та же присутствует. Но настолько узконаправленный, даже не знаю. Это надо, чтобы в группе был кто-то, кто любит и разбирается именно в такой музыке. Если такой человек будет, мы с удовольствием внедрим подобные элементы в ту же металл-оперу, и если все это будет гармонично вписываться и интегрироваться в нашу музыку, то почему бы и нет, но только если это будет на профессиональном уровне. Делать что-то поверхностно мы не любим и не умеем. Этно-фолк – это замечательно, в отличие от рэпа и хип-хопа, которых мы за музыку не считаем.
- Если не секрет, что в дальнейших творческих планах?
Ю.М.: Мы уже официально объявили, что начинаем запись четвертой металл-оперы, которая будет окончанием всего цикла.
- Она будет связана сюжетно с предыдущими операми?
Ю.М.: Абсолютно! Это будет логическая развязка. Появятся новые исполнители – знаменитые российские рок-музыканты, и старые будут задействованы. Процесс идет, надеемся, что к февралю появится новый альбом
- Запись осуществляете по-прежнему в Москве, или попробуете снова рассылать мастеры по миру?
Ю.М.: Кому как удобно, некоторые вокалисты будут писаться не в Москве. Сейчас уровень железа и софта достиг таких высот, что уже неважно в какой стране и городе идет конкретная запись. Важны прямые руки и хорошие уши звукорежиссера. У нас такой человек имеется, он с нами работал на самых наших успешных альбомах.
- Будут ли какие-то сюрпризы? Например, раньше вы привлекали участника шоу «Голос» Петра Елфимова – довольно далекого от металла исполнителя.
Ю.М.: Да, такие исполнители будут. Скоро все всё узнают.
- Банальный вопрос, который вам, наверно, сто раз уже задавали – как вы оцениваете перспективы металла в мире и России? Не секрет, что жанр далеко не так популярен, как в золотые годы.
Ю.М.: Это однозначно. Проблема в том, какие релизы выходят у металл-групп, и вообще чем они занимаются. Они сами просаживают жанр. Но вот недавно произошел ре-юнион«Helloween»: Киске и Хансен (основатели группы) снова вместе и собирают полные стадионы – это показатель, что жанр не умер. Или взять тот же Wacken (WackenOpenAir — крупнейший в мире фестиваль тяжёлой музыки) – там все было в порядке. Надо просто делать качественную музыку, душевную, и все будет в норме.
- Сами как зрители ходите по фестам, концертам, сейшнам?
Ю.М.: Конечно. Когда приезжают любимые исполнители – стараемся выбраться. Но тут у каждого свои вкусы.
- Например, «Нашествие», «Максидром» (крупнейшие российские рок-фестивали)?
Ю.М.: «Нашествие» к металлу никакого отношения не имеет.
- На «Максидроме» в прошлом году выступали «Раммштайн».
Ю.М.: Меня тогда в Москве не было, а так бы сходил обязательно. На любимый коллектив время найдется всегда, неважно в каком формате выступление.
- Темы для творчества не исчерпались? На вас большое влияние оказали толкинистский фэндом и настольные РПГ, прежде всего AD&D (популярная разновидность настольных игр).
Ю.М.: Пока выпускаем новую металл-оперу, а дальше как всегда пустота, ни одной ноты, ни одного слова, так всегда бывает. Но идеи есть, посидим пофантазируем.
- Эксперименты будут продолжаться?
Ю.М.: В рамках жанра. Слушателей своих предавать мы не будем. Они ждут от нас определенный продукт, и они его получат. Надеюсь, слушателей мы не разочаруем.
- Сейчас группа базируется в Москве. Не думали менять место дислокации? Сибирь, юг, ближнее или дальнее зарубежье?
Ю.М.: У нас у всех семьи в Москве, так что переезд достаточно проблематичен. Но житье там нелегкое, действительно иногда возникает желание куда-то рвануть, где поменьше людей. Но не заграницу, точно. Лично мне комфортно в своем социуме.
Е.Е.: Мне тоже, разве что на время. Впечатлений получить, отдохнуть, погулять, сменить обстановку – и вернуться со свежими силами
- Вы редкий пример группы, которая ведет грамотную финансовую политику, по крайней мере, согласно открытым данным. У вас образцовая менеджерская стратегия.
А.М.: А какие данные открыты? (Смеется)
Ю.М.: О, директор заволновался (все смеются)
- Строго положительные. Смотрели сериал «Винил»?
А.М.: Друзья смотрели, были в полном восторге, сказали, срочно смотреть.
- Сериал о всяких тонкостях продюсерского бизнеса, вам должно быть интересно. И есть другой фильм - «Клуб CBGB», про Хилли Кристалла, отца панк-рока. Это как раз антипример, как не надо вести дела менеджеру.
Ю.М.: У нас опытный директор, он знает, как вести дела
- Как вы оцениваете перспективы шоу-бизнеса, именно как бизнеса. Борьба с пиратством?
А.М.: Мы не боремся.
- Вы не за копирайт?
Ю.М.: Это бессмысленно. И мы зарабатываем не на этом. Наши слушатели покупают коллекционные пластинки, и прочий официальный мерч.
Д.П.: Мне присылали картинку – отпираченный диск «Энии». По мне, так это здорово, если находится пират, который сделал тираж, продал его и даже заработал на этом
- Это косвенный показатель популярности
Ю.М.: Есть футболки, неофициальные, тоже показатель, что группа пользуется успехом.
А.М.: А вот с этим я как раз борюсь.
Д.П.: Яндекс.музыка и другие сервисы – слушаете нашу музыку, а сервис производит какие-то отчисления в нашу пользу
А.М.: Они на втором месте после Гугл.плэй. Айтюнс – на третьем.
Д.П.: У нас очень сознательная публика и старается группу поддерживать официальным рублем.
Ю.М.: Чтобы диск дошел до слушателя, чтобы он его оценил и захотел услышать вживую – приходится много работать. Надеемся, что делаем это хорошо.
Д.П.: Интересно по этому поводу высказался наш хороший знакомый – Удо Диркшнайдер (лидер известной группы хэви-металл группы Accept). Он сказал: «мы играли концерты, чтобы люди покупали диски. А теперь, наоборот – пишем альбомы, чтобы люди приходили на концерты». Вот собственно суть ситуации шоу-бизнеса в стране и мире.
- Не возникало желание проводить эксперименты не только музыкальные? Например, Nightwish сняли фильм «Имаджинариум». У вас уже были мощные постановки с хорошей режиссурой, сюжетом и декорациями.
Д.П.: Мы только учимся клипы снимать
Ю.М.: Мы планируем в поддержку альбома снять несколько клипов
Д.П.: Наша проблема, что из-за фэнтэзийной тематики снимать очень дорого. Мы не можем позволить себе снять какой-то андерграунд.
Ю.М.: По сути, приходится снимать «Властелин колец».
Д.П.: Бюджет клипа, который понравится нашим слушателям, должен быть сопоставимым с «Властелином колец».
Ю.М.: Даже на Западе в нашем жанре снимается мало клипов. Не хотим, чтобы просто мужик несся на коне по лесу, это просто смешно.
Д.П.: Хотя мы снимали неплохие, на наш взгляд, клипы. На песню «Где рождаются рассветы» - сама эта фраза намекает на Японию, решили обыграть эту тему.
Ю.М.: У нас есть двойной ДВД – концерт «Сага о двух мирах», сейчас тоже планируем запись, на мультикам, в формате блю-рей. Нашим слушателям интересны такие постановочные истории со сцены, с рыцарями, пожирателями огня …
- …золотыми драконами.
Ю.М.: Да, золотыми драконами. Все это на сцене крутится, музыканты играют, вот это наша тема. Естественно, если найдется меценат, который будет готов проспонсировать клип на песню нашей группы – мы будем очень рады.
- В России есть известный веб-художник – Роман Папсуев, был известен под ником «Амок», сейчас запустил замечательный артбук «Сказки старой Руси».
А.М.: Мы с ним общаемся, Роме нравится наше творчество.
- Не пробовали с ним посотрудничать?
Ю.М.: Он жутко занят, но наш художник не хуже.
- Спасибо большое, успехов в дальнейшем творчестве!