Азия
5578

СМИ: Буддистов с Урала признали сектантами

Вокруг священной обители на горе Качканар вновь разгорается скандал

Фото: vk.com / группа Буддийская община «Шад Тчуп Линг»

В восьми километрах от города Качканар на одноименной горе – кстати, одной из самых высоких на Урале – стоит монастырь «Шад Тчуп Линг». Ветеран Афганистана Михаил Санников (лама Санье Тензин Докшит – прим. авт.) начал строить его более 20 лет назад. По задумке, буддисты должны были разместиться точно в центре между двумя другими храмами. Один из них – «Гунзэчойнэй» – находится на западе, в Санкт-Петербурге, другой – на востоке, в Бурятии.

Со временем на горе появился целый жилой комплекс – там есть и баня, и столовая, и даже библиотека. Однако в феврале 2016 года свердловское УФССП обязало буддийскую общину «Шад Тчуп Линг» покинуть обитель. Суд постановил, что у неё нет оснований занимать федеральную землю. Вдобавок этот участок находится в разработках Качканарского месторождения железной руды. Виды на него имеет местный горно-обогатительный комбинат, входящий в «Evraz Group». Компания предложила буддистам «переехать» на соседнюю гору Мохнатка.

Тогда же в ведомстве заявили, что основатель общины Михаил Санников неоднократно получал уведомление о добровольном сносе религиозных построек. Такое решение было принято ещё летом 2014 года. Истцом выступил департамент лесного хозяйства. Должник этих требований не выполнял, заявили приставы, за что его и привлекли к административной ответственности.

Снести нельзя оставить

По данным агентства «Росбалт», буддисты безуспешно пытались зарегистрировать землю и сооружения с 2001 года.

- Сначала мы зарегистрировали религиозную организацию. Затем неоднократно пробовали оформить землю под монастырём, но администрация Качканара игнорировала запрос о её предоставлении в безвозмездное пользование. В 2004 году мы вновь направили в мэрию запрос и получили ответ, что пользователь недр – КГОК (Качканарский горно-обогатительный комбинат – прим. ред.) – не согласовывает отвод земельного участка. Тогда они ещё не имели прав на месторождение, которое находится рядом с нашей землёй. Следовательно, согласования с ними не требовалось, – рассказывал президент буддийской религиозной организации Качканара Александр Березин.

Буддисты заявляли: всё это может привести к религиозному скандалу. На территории общины есть две ступы – самодельно возведённые сооружения, считающиеся святыней. В них заложены реликвии, подаренные буддийскими ламами из Калмыкии, Монголии и Бурятии.

- Разрушение ступ с древнейших времён считается одним из страшнейших святотатств и приравнивается к пролитию крови Будды, – подчёркивал Березин.

В феврале 2016 года на защиту храма встал известный российский музыкант Борис Гребенщиков, который является последователем буддизма. А в Сети даже появилась петиция с просьбой спасти единственный на Урале буддийский монастырь. Вскоре стало известно, что власти решили повременить со сносом религиозной постройки. Как сообщал «Коммерсант», губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поручил теперь уже бывшему руководителю региональной администрации Сергею Пересторонину создать рабочую группу для обсуждения вопроса о сохранении монастыря.

Спустя полгода стало известно: монастырь «Шад Тчуп Линг» всё-таки снесут. В августе 2016-го СМИ сообщили, что соответствующая смета составлена и уже ведётся поиск подрядчика на выполнение работ. Обитель обязали разрушить до 1 ноября. Впрочем, потом сроки вновь сдвинули на апрель 2017 года. А вот вопрос, найдётся ли организация, готовая сравнять с землёй священное место, так и остался открытым.

Процесс опять затянулся – из-за нехватки финансирования. Начальник Качканарского отдела судебных приставов УФССП по Свердловской области Сергей Помещенко рассказал ТАСС, что с храмом разберутся с наступлением зимы – дескать, находится он высоко в горах и все работы лучше проводить в холодное время года.

- До него будет проще добраться и завершить снос, – отметил Помещенко. – Мы запросили средства  на исполнение решения суда у федеральной службы судебных приставов, так как в региональном бюджете денег не оказалось. Как только они поступят, будет объявлен конкурс, в ходе которого мы выберем подрядчика. В любом случае, это произойдёт не раньше зимы, – заявил он.

На защиту с кулаками

Корреспонденты «Комсомольской правды в Екатеринбурге», побывавшие на Качканаре минувшей зимой, узнали, что сам лама Докшит поначалу решил встать на защиту храма, вспомнив боевое прошлое, и даже грозился позвать на оборону однополчан. Но затем решил действовать мирным путём, предупредив, что уничтожение обители будет актом вандализма и оскорблением чувств верующих. Правда, суд слова буддистов не сильно впечатлили.

Все угрозы Михаил Санников пропускал мимо ушей. Лама раскусил систему: за отказы сносить храм ему приходят только штрафы в тысячу рублей после каждого постановления. Поэтому, заняв надёжную оборону, община продолжала возводить религиозные объекты, достраивая монастырь.

- Мы поставили шестиметровую статую Будды. Я сам лепил её два месяца. Строительный сезон маленький, а хочется многое успеть. Нам неинтересно, что решат чиновники. Мы хотим сделать в этой жизни что-то полезное. А пока всех этих разрешений дождёшься, можно и помереть, – рассказал он «Комсомолке».

Секта или достопримечательность?

Сегодня вокруг единственного на Урале буддийского храма вновь разгорелся грандиозный скандал. Ряд местных СМИ, в том числе «Комсомольская правда» и ИА «Regnum» сообщили, что «Шад Тчуп Линг» признали… сектой. Выяснилось,  что монастырь – это вовсе «не монастырь», а лама – «никакой не лама», пишет «КП». Экспертизу проводили специалисты Государственного музея истории религии из Санкт-Петербурга.

- Из экспертного заключения следует, что действующая на горе Качканар группа не может рассматриваться как легитимная религиозная организация, поскольку не имеет устава и не входит ни в одну из зарегистрированных буддийских общин. Также она не может рассматриваться как монастырь, так как там нет необходимого количества монахов, имеющих степень посвящения. Нет подтверждения, что возглавляющий группу Михаил Санников получил духовное посвящение, принял монашеские обеты и получит благословение на свою деятельность, – приводит издание выдержку из ответа замгубернатора Свердловской области Владимира Тунгусова уральскому депутату Госдумы.

«Комсомолка» подчёркивает: уральский буддийский монастырь, по сути, признали сектой. И теперь у горняков, добывающих руду, появилось больше шансов на его снос. У общины хотят отобрать не только храм на горе Качканар, но и землю на соседней Мохнатке – её передали общине «Путь Будды» из Нижнего Тагила. Зачем тагильским последователям Дзен этот участок, власти не уточнили. Несмотря на официальный статус буддийской общины, ранее центр развития туризма внёс качканарский монастырь в список достопримечательностей Свердловской области.

Отметим, запрос в областную администрацию направил депутат Андрей Альшевских. На своей страничке в Facebook парламентарий сообщил, что от рабочей группы, призванной разобраться во всей этой истории, полтора года не было «ни слуху ни духу».

- Поэтому я запросил информацию об итогах заседаний. А теперь, получив письмо от Владимира Тунгусова, не знаю, как реагировать, – признался Альшевских. – Вооружившись мнениями экспертов, областные власти, по сути, посчитали монастырь на горе Качканар сектантским. Опытнейший аппаратчик Владимир Георгиевич, конечно, объяснил ситуацию тактично и разумно, но давайте называть вещи своими именами. Резиденция прямо дала понять, что никакие дальнейшие переговоры с Санниковым невозможны. Даже альтернативные площади на Мохнатке чиновники передали – с горя, видимо –  официальной (!) буддистской организации из Нижнего Тагила.

Мы обратились за разъяснениями в пресс-службу буддийской традиционной Сангхи России, однако там прокомментировать решение свердловских властей затруднились. Лишь отметили, что СМИ могли преувеличить ситуацию. Зато в письме, которое получил депутат Госдумы, чёрным по белому сказано: в соответствии с официальными ответами, полученными от Сангхи, «Михаил Санников не обучался ни в Иволгинском дацане, ни в буддийском университете «Даши Чойнхорлин» и «не был посвящён в ламы». Сам же Санников ранее рассказывал, что проходил обучение в Бурятии и после 7 лет практик получил имя лама Санье Тензин Докшит. А затем наставники отправили бывшего военного возводить новый монастырь.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях