Дорогие читатели! Мы начинаем цикл статей, посвящённый 100-летию Октябрьской революции. В этих статьях мы акцентируем внимание на наших местных героях, чьи имена до сих пор носят улицы Улан-Удэ и даже города Бурятии. Вспомним, какими были первые десятилетия установления у нас Советской власти. Это часть нашей истории, про которую нельзя забывать.
Цыремпил Ранжуров родился в улусе Сагаан Челутай, близ Кяхты, на самой границе Бурятии с Монголией.
В семье Ранжуровых было семеро детей. Третьим сыном в семье был Цыремпил. Он окончил Шарагольскую станичную школу, после чего учился в Тамирском 4-классном училище. Но был вынужден оставить учебу, так как родители не могли ее оплачивать. Поэтому Цыремпил устроился работать у местных богатеев, где сполна познал эксплуатацию наемного труда. После батрачества он поехал искать лучшей доли в Кяхту.
Там он устраивается разнорабочим. После этого переходит в артель, занимавшуюся строительством домов. Здесь, в Кяхте, Цыремпил Ранжуров установил контакты с местным отделением Забайкальского казачьего войска, члены которого взяли его как грамотного человека в писари.
Отметим, работа писаря в то время была привлекательна своей «непыльностью» и некой приближенностью к служащим. Она, кроме всего, дала главное для ищущего молодого человека — вращение в широких кругах различных деятелей, в том числе с революционными взглядами. Это общение было своеобразным первым политическим университетом Цыремпила.
Отметим, что Кяхта в то время была весьма заметным культурным центром Забайкалья. Здесь имелись реальное училище, гимназия, краеведческий музей и библиотека с редкими изданиями. Следующая особенность Кяхты — в городе тайно действовал кружок революционно ориентированной молодежи. Цыремпил, уже настроенный на борьбу с царскими порядками, стал слушателем занятий этого кружка.
На военной службе
В 1904 году Ранжурова призвали на военную службу. Ему повезло: профессия писаря помогла ему получить службу в штабе Забайкальского казачьего войска в Чите. Как писарю штаба ему открылись огромные возможности узнавать политические и военные действия целого государства, он был в курсе важнейших событий. В то время в стране была очень тяжелая ситуация. Шла русско-японская война, она тяжким бременем ложилась на плечи простого народа. Во всех городах и крупных поселках Забайкалья были устроены тыловые учреждения, лазареты и прочие заведения. Русские войска терпели поражение за поражением. Здесь, в Забайкалье, наглядно проявлялись последствия этих военно-политических поражений царизма, соответственно, возмущение местного населения и брожение среди солдат, заражавшие местное население.
Кровавое воскресенье 9 января 1905 года эхом докатилось и до Забайкалья. Так начиналась первая русская революция против царизма. Революционный подъем оказал влияние и на Цыремпила. Товарищ его, казак Беломестнов, вспоминал: в 1905 году Ранжуров на рабочем митинге «был очень доволен, что рабочий класс так чутко относится к военным, а тем более к казакам... и что он постарается ходить почаще на митинги, чтобы приобрести больше знаний для борьбы с самодержавием». Ранжуров был «запрограммирован» стать членом партии большевиков, что и произошло в 1905 году. Он участвует в работе Совета солдатских и казачьих депутатов, знакомится с профессиональными революционерами, выполняет их поручения.
На каторге в Нерчинске
Следующая политическая акция, в которую вмешался Ранжуров, также представляется закономерным делом растущего большевика-революционера. Он участвует в освобождении из Акатуевской каторжной тюрьмы матросов транспортного судна «Прут». Все, кто участвовал по заданию Читинского комитета РСДРП(б) в этой акции, были арестованы. Суд приговорил их всех к расстрелу. По высочайшему повелению царя смертная казнь осужденных была заменена каторгой. Ранжурову вместо казни дали 10 лет каторги. Наказание он отбывал в тюрьмах Нерчинска. Жизнь там была ужасная, но Цыремпил вытерпел, более того, он упорно занимался самообразованием. Так уж случилось, что и на каторге он оказался среди видных революционеров Сибири. В тот бурный период именно царские тюрьмы-застенки, куда «собирали» оппозиционеров разных уровней, являлись тем самым котлом, в котором формировалось революционное ядро России.
Полностью отбыв срок каторги, в 1914 году Цыремпил был отправлен в ссылку. После свержения самодержавия политические ссыльные были амнистированы. Ранжуров вернулся в Бурятию, но вместо отдыха или трудоустройства он включается в политическую жизнь. Этот выбор рода деятельности доказывает верность определения историками Бурятии Ранжурова как профессионального революционера. Действительно, он занимался разъяснением политических вопросов, совместно с врачом С. Цыбыктаровым пропагандировал решения съезда представителей Забайкальского казачьего войска о ликвидации сословия казачества как пережитка старины. Они приложили немало усилий, чтобы в июле 1917 года провести съезд бурят-казаков Селенгинского и Троицкосавского уездов, который постановил «немедленно упразднить казачество с присоединением бывших казаков к бурятам-неказакам».
После первой революции
Победа буржуазно-демократической революции и свержение самодержавия стимулируют развитие революционно-демократического движения, в том числе национально-освободительного. В апреле 1917 года съезд бурятских представителей Забайкалья и Иркутской губернии постановил организовать Центральный Бурятский национальный комитет (Бурнацком) как высший орган управления бурятами. Бурнацком добивался организации национально-государственного самоуправления бурят в пределах образовавшихся после Февральской революции бурятских аймаков. В аймаках были созданы аймачные национальные комитеты как структурные подразделения Бурнацкома.
Ранжуров вошел в состав Селенгинского аймачного комитета.
Однако по вопросу решения нацвопроса в Бурятии в тот период боролись два течения. Первое, представленное Бурнацкомом и аймачными комитетами, выступало за сохранение и совершенствование созданных после Февральской революции бурятских национальных учреждений. Оно не отрицало возможность признания советской власти при сохранении без изменений бурятских учреждений. Другое понимание было у большевиков, в том числе у Ранжурова. Они выступали за безусловное признание советской власти, за создание единых советов вместе с представителями народов, что на практике означало ликвидацию образовавшихся после февраля бурятских национальных органов управления.
Ранжуров выходит из состава Селенгинского аймачного комитета Бурнацкома. Отметим, что и иркутские коммунисты также в этот период выступали против концепции Бурнацкома по национальному вопросу. Эта ошибочная позиция большевиков, антибурятская в корне, была обусловлена слабой теоретической базой большевиков Байкальского региона, которая изменилась лишь благодаря вмешательству Ленина в сентябре-октябре 1920 года, принявшего по бурятам и калмыкам постановление Политбюро РКП(б) об образовании автономий. В отличие от бурятских национал-демократов большевики края, в т.ч. буряты-большевики, никогда не были сторонниками национального самоопределения бурят, они всегда следовали в русле партийных линий центра. Неверно большевистское определение Ранжурова первым бурятским революционером. Первыми бурятскими революционерами были борцы за счастье бурятского народа; идеи национального освобождения бурят от оков царизма формировались ранее русских социальных революций.
Весной 1918 года Ранжуров переезжает в Кяхту. Здесь он с членами Троицкосавского комитета РСДРП участвует в создании органов советской власти, работает в Троицкосавском Совете, где занимается социализацией земли, урегулированием земельных конфликтов, улаживанием межнациональных отношений. Ранжуров принял участие в организации отрядов красной гвардии, участвовал в сражениях с белогвардейцами в Большой Кударе. В ходе этих боев Цыремпил Ранжуров был смертельно ранен. Это случилось в конце 1918 года.
Имя Ц. Ранжурова увековечено еще в годы советской власти, за которую он отдал все силы и саму жизнь, в названиях улиц, в памятнике на малой родине, оперой «Цыремпил Ранжуров».
Он действительно являлся борцом за народное счастье, с тем лишь уточнением, что все его теоретические понимания этого «счастья» были установками партии, центра или попросту партийных «вождей». В отличие от коммунистов, исполнявших чужие инструкции, бурятские национал-демократы Ц. Жамцарано, Э. Ринчино, М. Богданов и др. уже имели «собственную концепцию национального самоопределения и развития, сочетавшую национализм, социализм и религию». Не вина, а беда и трагедия их, что советская власть, поддержав бурятских национал-демократов, а не бурятских большевиков, постепенно, но неуклонно и притом закономерно покончила не только с этнофедерализмом и демократией, но и при Сталине с ними самими, отцами бурятской (и монгольской) государственности.
Использованы материалы П.Т. Хаптаева.