Он редко дает интервью и появляется на экранах телевизоров и страницах газет. Хотя, казалось бы, это общее место, когда люди, занимающиеся художественным творчеством эмоциональны, открыты и даже склонны к самолюбованию.
Его же отличает фирменная сдержанность, элегантность и какая-то отрешенность. Кажется, что он все время погружен в собственные мысли и переживания. Так, очевидно, и есть, поскольку Бадлуев весь в творческих думах и фантазиях и живет от проекта к проекту. В итоге все это выливается в спектакли, концерты и постановки. А в последние годы одним из главных направлений его напряженных исканий стала работа с сокровищницей бурятской народной песни…
И это не случайно. Песня у бурят - это источник памяти о традициях и истории народа. Театр «Байкал» годами собирает старинные песниу старожилов, фольклористов, во время многочисленных гастролей и поездок по далеким от столиц деревушкам этнической Бурятии. Смысл этих «собираний» в необходимости восстановить на основе оставшихся единичных экспонатов старинных песен мелизматику настоящей бурятской народной песни (мелизматика - способ распева текста, при котором на один его слог приходится много (четыре и больше) звуков мелодии).
Дело в том, что современная бурятская песня, как и советская, не имеет ничего общего с бурятской традиционной или народной песней. Это имеет отношение к советскому периоду, когда было утеряно понимание необходимости сохранения оригинального этнического звучания бурятской песни. Что касается мелизматики, на одном из концертов солистки театра СэдэбБанчиковой на сцену вышла бабушка и спела именно в этой манере. Зал ахнул и устроил овацию! Этот пример показывает, что уникальная техника востребована в принципе.
- Дело ведь еще в том, что в море звуков мы неосознанно выбираем то, что нам близко на генном уровне, - говорит Дандар Жапович
- Когда находим, опять же бессознательно чувствуем некое умиротворение. Почему люди на концертах получают удовольствие? Или не получают? Сейчас, к сожалению, народная традиция перестала себя воспроизводить. Уходит поколение последних ее носителей и нужно успеть передать эстафетную палочку.
Но как это сделать? По словам Дандара Бадлуева, самый простой и логичный путь – это грантовая программа Министерства культуры республики. Это долгий труд - создать методику. Но процесс необходимо начать, и это должно быть под контролем и ответственностью Министерства культуры. Формат конкурсов, а затем фестивалей даст старт новым песням с восстановленной техникой исполнения традиционной бурятской песни. Нужно развить эту технику старинной песни и возвести ее в ранг классической песни бурят. Только тогда допущенные историей ошибки будут исправлены.
Ведь советский период вырвал целое столетие, лишив возможности не только сохранить свою песенную культуру, но практически лишил наш народ лица. Если уж совсем подробно, то и проблемы с языком исходят из той же плоскости. Поскольку ученый мир считает, что песня как ничто другое хранит язык.
Безусловно, это нужно Бурятии больше чем кому-либо. Особенно, когда мы пытаемся стать туристическим регионом, оригинальные и уникальные отличия в культуре востребованы туристами в первую очередь. Это одновременно вернуло бы идентичность и традицию в целом бурятской мелодии, что было бы более чем справедливо с точки зрения истории.
Сейчас же мы все видим, что современная бурятская песня вызывает, за редким исключением, мало эмоций. Другой дело, что сегодня у нас будет в приоритете в сфере культуры? Ответ на этот сакраментальный вопрос приобретает особую актуальность в свете смены руководства сферой культуры в Бурятии.
- Бурятский народ имеет очень богатый пласт народной песни в разной манере исполнения даже по диалектным различиям, - считает Дандар Жапович.
- В настоящее время сохранились три основных стиля бурятской народной песни: западно-бурятский, восточно-бурятский и южный. В каждой манере исполнения существуют свои украшения-мелизмы.
В одной из научных работ Тамары Тангановой утверждается, что в старинных бурятских песнях есть индо-иранские корни. То есть исследование старинной бурятской песни может стать ключом к открытиям историческим. Поскольку эта историческая цепочка прошлого бурят с Индией,существует лишь в качестве версии.
Так вот по звучанию западно-бурятская песня, по сути, аналог индийской. А ведь индийские песни, без их виртуозных мелизмов, представить невозможно. Сложно ли этому научить? Как и все, что делается хорошо, это потребует времени. Но и голоса, способные петь в этой технике, станут востребованы.
Напомню, что в последние годы состоялись два конкурса в жанре «Арсин дуун» - «Застольные песни» в Тунке и один на фестивале «Хонгодориада– 2016» в Алари в Иркутской области. По их результатам стало ясно, что молодежь уже не может показать все своеобразие и красоту песен, исполненных в этом стиле.
Раньше слушали и впитывали только то, что пели у себя в деревне. Это были ехора, застольные песни, будь то сенокос, свадьба или просто вечеринка. Сейчас жизнь изменилась, и из уст в уста, как это было раньше, песня уже не передается. И этот процесс опустынивания только растет и расширяется. Но если создать прецедент, именно молодежь и подхватит. Потому что они слушают музыку всего мира, а мир всегда находится в поисках нового, свежего. И этим свежим может стать старинная техника исполнения бурятской песни. А самый простой и логичный путь достижения цели - грант Министерства культуры. На средства гранта создать группу, которая разработала бы методику по примеру индийского классического вокала для учебных заведений. Затем уже их выпускники могли бы распространять технику исполнения этих песен, и так появилась бы развитая система подготовки. Пока же учебные заведения следуют советской методике обучения, которая базируется на классической европейской методике, продолжая штамповать голоса, которые монгольскому пространству непонятны, а европейским - не востребованы.
- Речь идет о возможно тысячелетнем возрасте бурятских мелодий, и будет преступлением не сохранить уже единичные экземпляры дошедших до наших дней памятников нематериальной культуры, - говорит маэстро. - Это важно не только для бурят, это значимо для мировой культуры. У нас в республике, наконец, должны это понять.
По его словам, в настоящее время развитие бурятской песни должно приобрести параллельно с существующим путем новый путь - создание новой техники пения на основе старинной. При должном и целенаправленном воспитании певцов он должен перерасти в классический вид бурятского пения. Предки нам оставили уникальнейшую ценность!
- Профессиональные певцы, воспитанные по созданной методике, могут и должны стать обладателями виртуознейшей мелизматики, - говорит Дандар Бадлуев. - А в дальнейшем это повлияет на всю эстетику бурятской песенной культуры, которая тем самым станет узнаваемым брендом во всем мире.
Скоро зрители смогут услышать уникальные бурятские мелизмы в исполнении Дандара Бадлуева. 24 ноября на сцене ГРДТ им. Н. Бестужева пройдет сольный концерт маэстро.