Бичурский район
5557

Дети-сироты Бичурского района о выделенном им жилье: «Наши проблемы никому не интересны»

Подаренные государством 26 квартир непригодны для комфортной жизни, считают они

Фото. В. Дашиева

Жильцы дома для сирот не могут добиться ответов на свои вопросы. За них решил вступиться экс-директор детского дома, подполковник в отставке и общественник Махир Гасанов. 

Корреспондент infpol.ru отправился в село Бичура, чтобы увидеть сиротский дом своими глазами и найти тех, кто так красиво когда-то вручал детям ключи от квартир. 

Песни, пляски, буклеты и памятки

1 августа 2014 года детям-сиротам Бичурского района подарили квадратные метры в новеньком 26-квартирном доме. Открывали двери дома, как и полагается, громко и торжественно. На раздаче тогда присутствовали представители Минсоцзащиты населения Бурятии, районной администрации, специалисты отдела соцзащиты, центра занятости, отдела опеки и попечительства, а также управляющие компании. 

Детям рассказали о субсидиях на оплату услуг ЖКХ, мерах соцподдержки и вакансиях в поселке. Раздали всевозможные буклеты и памятки. Новоселы подписали договор найма жилого помещения, а также договоры с РЭС, ЖКХ и службой «Гарант», сообщила тогда газета «Бичурский хлебороб». 

Через некоторое время поутихли жизнерадостные мотивы песен, и дом на окраине села остался никому не нужным. На унылом пустыре он сиротливо глядит на заброшенное здание напротив. Сегодня в нем живут только три сироты, остальные – квартиросъемщики. Часть комнат пустует, так как их владельцы не переезжают в них жить. Потому что тесно и дорого платить за электричество. 

«Сиротам нужен патронаж»

В редакцию «Информ Полис» обратился Махир Гасанов Сардар оглы – в прошлом директор детского дома и подполковник милиции, теперь председатель Общественного совета Бичурского района. 

- Бывшая воспитанница дома-интерната пожаловалась мне на огромную плату за электроэнергию, - рассказывает Махир Гасанов. – Потом выяснилось, что сироты не знают, куда вообще платить за свет, и смогут ли они приватизировать квартиры через два года, как им обещали. Ведь главное условие было – исправно платить. 

Тогда Махир Гасанов был зампредом Общественного совета и решил помочь сиротам разобраться, что к чему. 

- Сходил в органы опеки и попечительства – по словам главного специалиста, никаких проблем нет, ребята просто должны платить и смогут приватизировать квартиры. После я поехал в этот дом. Он стоит на пустыре, снаружи красивый, обшитый профилем. Но в нем нет кладовки для инвентаря, как и самих участков под огороды, нет ограждения. Вошел в подъезд – там зловонный запах, так как прорвало подвал. Я отправился в энеросбыт, где мне сказали, что дети не платят, что ни с кем не заключен договор. В доме множество проблем, да и комнаты чрезмерно маленькие, отчего хранить хотя бы картошку в них негде, - рассказывает общественник. 

По его словам, властям изначально следовало обратить внимание на эти моменты, а не выдавать жилье «для отчетности». К тому же должен быть патронаж, ведь дети-сироты – это особая категория граждан, считает он. 

«Сироты сдали свои квартиры, а арендаторы не платят»

Одну из жительниц дома Олесю Арефьеву мы застали на рабочем месте, в детском саду. Она поделилась своей невеселой историей о том, как ей «посчастливилось» получить квартиру в этом доме. 

Зимой, говорит девушка, в доме на Ключевской довольно дорого жить, а коммунальные проблемы то и дело дают о себе знать.

- Постоянно замыкает проводка, протекает канализация. Когда протекала вытяжка, мы обращались в прокуратуру, к нам приехали и починили ее. Но весной все повторяется снова. За свет раньше платила исправно в течение двух лет в «Бурятэнергосбыт», но теперь поговаривают, что нашего дома нет на балансе, и мы отдавали деньги в никуда, так я и перестала платить. Дом, конечно, теплый, но электрические батареи накручивают много денег. Зимой выходит особенно дорого. Чтобы прогреть помещение, нужно ставить батареи на максимум. В месяц из кошелька уходило тысячи две, а у меня ребенок и зарплата на тот момент была восемь тысяч. На откачку воды из канализации - по полторы тысячи в месяц, - рассказывает девушка. 

Олеся отвечает за сбор средств на оплату коммунальных услуг в доме. Но, по ее словам, платят далеко не все: 

- В нашем доме живут не только сироты, как изначально оговаривалось и должно было соблюдаться, но и квартиросъемщики. Сироты сдали свои квартиры и им все равно, а арендаторы не платят ни за что. Я с ними постоянно воюю, - говорит она.

На протекающую вытяжку девушка жаловалась в органы опеки и попечительства. Однако там ее отправили в ресурсный центр «Семья», который якобы отвечает за сиротский дом. Специалисты центра приезжали к Олесе, но снова направили ее в местные органы опеки. 

Девушка уже мечтает об обычном домике с огородом, хоть и не большом. Ведь через два года закончится срок договора найма, и неизвестно, сможет ли она приватизировать свою квартиру, и купит ли ее кто-нибудь с такими проблемами. 

Трещины, тонкие двери и лед на окнах

Мы побывали в доме для сирот, и он действительно оказался почти пустым, как нам рассказывала Олеся. Участок не огорожен и существует только на словах. В нескольких метрах от дома мусорка. 

После торжественного вручения квартир ребятам сказали – можно сажать огороды. Но делать этого жильцы не рискуют, ведь в любой момент их заборы могут снести новые собственники участков. К тому же почва здешняя сплошь камень, и все труды будут напрасны. 

Молодая мама Наталья Кричигина, живущая в одной из комнат, провела нас по коридору здания. По стенам и потолку уже поползли трещины. В подъезде стойкий запах продуктов жизнедеятельности – недавно протекла канализация, говорит Наташа. На полу, вопреки правилам пожарной безопасности, лежит ковролин. Некоторые двери погнуты, в одной вырван замок. 

- Мы живем здесь уже три года. У меня в ванной вытяжка тоже протекает, зимой на окне в комнате нарастает лед. В коридорчике мы храним картошку и все вещи, так что тут тесно, - показывает хозяйка. 

«Мы не контролируем, как они там плодятся»

Для того, чтобы дети-сироты могли исправно платить за свет, нужны техпаспорт, акт ввода в эксплуатацию и протокол собрания жильцов, говорит начальник БСУ Юлия Алексеева, к которой мы отправились после осмотра дома. 

- Когда эти документы будут готовы, мы будем считать ОДН по нормативу. Поедем совместно с РЭС и в каждой квартире снимем показания счетчиков. Каждый житель дома должен будет прийти к нам со своими документами, и мы заключим договор. Со стороны «Читаэнергосбыт» мы будем принимать те показания, которые будут на тот момент, когда мы поедем их снимать – за прошлые годы с детей не вычтут. Но, опять же, неизвестно, как решит «МРСК» - они могут не пойти на это, - предполагает Юлия Алексеева. 

Кто же всё-таки отвечает за сиротский дом? И почему от проблем жильцов все дружно отворачиваются? С этими вопросами мы обратились в орган опеки и попечительства районной администрации. 

- Все от этого дома открещиваются, и неизвестно, у кого он на балансе стоит, - разводят руками в приемной. – Нашей администрации он не принадлежит, сельской – тоже. Квартиры выкупило Минсоцзащиты, земля принадлежит Минстрою. Минсоцзащиты эти квартиры детям и выделило, получается, ответственность за него несет ресурсный центр «Семья». 

На вопрос, почему комнатки для сирот настолько малы, ведь в них образуются семьи и рождаются дети, специалист органов опеки и попечительства отвечает вполне однозначно: 

- Квартира выдается на одного ребенка-сироту, не подразумеваются его будущие дети, муж и так далее. Мы же не можем их контролировать, насколько они там плодятся, извините. Это ее проблемы. Если она рожает, то, значит, от кого-то же рожает. Подразумевается, что у него должно быть что-то.

Слова специалиста, только более сухо, подтверждает выдержка из раздела «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на сайте Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия: 

«Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие жилья, имеют право на обеспечение жильем из специализированного жилищного фонда. Общая площадь предоставляемых жилых помещений составляет 24 кв. метров. Жилые помещения должны соответствовать условиям благоустройства конкретного населенного пункта и предоставляются без учета членов семьи».

С сиротами могут расторгнуть договор

В Министерстве социальной защиты населения Бурятии, куда мы обратились с запросом, сообщают, что жильцы дома, с которыми утеряна связь, объявлены в розыск. На некоторых готовятся иски о расторжении договоров из-за неисполнения ими условий. 

- 26 жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот были приобретены в соответствии с Госконтрактом Минстроем Бурятии и предоставлены 26-ти гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По некоторым гражданам, с которыми утеряна телефонная связь, ГБУ РБ «Семья» направлен запрос в отдел МВД России по Бичурскому району и администрацию района о проведении розыскных мероприятий. Кроме того, в отдел МВД России по Бичурскому району направлены письма о внеплановых рейдах на дом в целях профилактики правонарушений, - сообщают в ведомстве.

А также добавляют, что Республиканский ресурсный центр «Семья» готовит исковые заявления о расторжении договоров с сиротами, которые не исполняют условия договора.

Что касается участков под огороды, определение границ придомовой территории входит в компетенцию сельского поселения «Бичурское», сообщают в Минсоцзащиты Бурятии.

- Площадь жилых помещений составляет 26,4 кв.м. В квартирах установлены электрические батареи. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется по мере наполнения, твердых – дважды в месяц. Постройки или помещения для хранения инвентаря по условиям Госконтракта в доме не предусмотрены. В 26-ти квартирах проживают четыре нанимателя, 12 родственников нанимателей, 10 нанимателей периодически приезжают и проверяют свои квартиры. Многие выехали на работу по семейным обстоятельствам в другой район, кто-то в Улан-Удэ.

Конкурс по определению управляющей компании, которая могла бы обслуживать дом, проводился 29 сентября, но не состоялся из-за отсутствия заявок. Повторно торги объявлены 13 ноября. Единственная обслуживающая организация в сельском поселении ООО «Мегалит» прекратила обслуживать дом сирот. 

Также, как следует из ответа министерства, с жалобами на качество жилья наниматели не обращались. Трещины, о которых сообщали хозяева двух квартир, были устранены застройщиком (но, по-видимому, трещины оказались настойчивее, - прим. автора). 

В ближайшие две-три недели «Читаэнергосбыт» откроет нанимателям лицевые счета, чтобы они могли платить за электроэнергию.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях