Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения Байкальского регионального инфраструктурного форума, который прошел в Улан-Удэ 13 - 14 ноября.
Многое из того, о чем говорилось на форуме, затрагивает интересы всех жителей республики.
У Москвы попросят помощи в завершении строительства ТЭЦ-2
Например, в рамках форума прозвучало конкретное предложение – вынести на федеральный уровень проект строительства двух энергоблоков на улан-удэнской ТЭЦ-2. Каждый из них мощностью по 115 мВт решил бы проблему с возрастающей тепловой и электрической нагрузкой столицы республики, попутно решив и еще ряд вопросов, о которых мы расскажем чуть позже.
В свете произошедшей накануне начала работы форума коммунальной аварии, оставившей без водоснабжения около 100 тысяч человек, вопрос о строительстве ТЭЦ-2 прозвучал убедительно. Министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ Сергей Козлов назвал несколько доводов в пользу ТЭЦ-2.
- Два района города, Железнодорожный и Советский, не могут развиваться из-за инфраструктурных ограничений, связанных с дефицитом тепловой энергии и отсутствием резерва тепловой мощности на ТЭЦ-1, на которой износ основного оборудования составляет 70%. В результате завершения строительства изменяется зона влияния источников генерации тепловой энергии города, закроется порядка 48 малоэффективных угольных котельных в черте города, - привел свои доводы Сергей Козлов.
Дефицит мощностей на ТЭЦ-2 наступит уже к 2021 году при прогнозируемой нагрузке 388,3 Гкал/час.
Строительство не только поможет закрыть возрастающие тепловые и электрические нагрузки в столице республики, но и даст возможность жителям частных домов подключаться к благам цивилизации. Одновременно решится и проблема загрязненного воздуха Улан-Удэ. Анатолий Соковиков, и.о. первого замминистра природных ресурсов Бурятии, отметил на круглом столе:
- В городе около 20 тысяч частных жилых домов, которые отапливаются твёрдым топливом. В результате образуется повышенная концентрация бензапирена, которая может превышать норму до 24 раз. При этом средний показатель превышает норму в 8 - 10 раз.
На проект требуется около 33 млрд рублей, которые республика намерена просить у федерального центра путем включения проекта в какую-нибудь инвестпрограмму. Обращение с обоснованием необходимости строительства ТЭЦ-2 будет направлено в правительство России для принятия решения уже в ближайшее время.
Также планируется включить в инвестпрограмму реконструкцию подстанции «Районная», которая питает Улан-Удэ и прилегающие районы. Подстанция эксплуатируется с 1964 года. Мероприятия по ее реконструкции внесены в перечень предложений правительства республики.
Энергия солнца
В рамках форума произошло значимое событие – старт первой в Бурятии солнечной электростанции в Бичурском районе, которую менее чем за полгода возвела компания «Хевел» (совместное предприятие ГК «Ренова» и АО «Роснано).
- Эксплуатация Бичурской солнечной электростанции позволит повысить надежность электроснабжения района и снизить сетевые потери. Прогнозируемый объем производства электроэнергии – более 14,5 ГВт/ч в год, - уточнил генеральный директор «Хевела» Игорь Шахрай.
Бичурская солнечная электростанция – лишь первая ласточка по освоению солнечной энергетики. В планах компании – строительство подобных станций в Джидинском, Окинском, Баунтовском, Закаменском, Хоринском районах, в которых высокая солнечная инсоляция. Соглашение между компанией «Хевел» и правительством республики о развитии солнечной энергетики на территории Бурятии было подписано в рамках форума.
Не исключают в компании и внедрение малой генерации там, где сетей нет либо они в крайне плохом состоянии при ненадежном электроснабжении. Речь в первую очередь об удаленных поселениях, проблема электроснабжения которых то и дело поднимается на различных заседаниях. Заводить в дальнее село традиционные сети – дело дорогостоящее.
Затраты на строительство электросетей в 18 поселках и 43 приоритетных животноводческих стоянок составят почти 4,4 млрд рублей. Ежегодное обслуживание таких сетей составит не менее 37 млн рублей при незначительном потреблении электрической энергии.
В таких условиях солнечная энергетика могла бы стать отличной альтернативой.
Электроэнергия для Монголии – с Гусиноозерской ГРЭС
Не могли не затронуть на форуме и тему строительства ГЭС на Селенге со стороны Монголии. На этот раз прозвучали конкретные предложения о том, как увеличить эксперт электроэнергии через Бурятию, чтобы минимизировать дефицит энергии у соседей. Об этом, напомним, летом говорил президент страны Владимир Путин.
Сделать это можно за счет Гусиноозерской ГРЭС. Сегодня отсюда в Монголию поставляется около 200 млн кВт/ч электроэнергии в год. Мощности можно увеличить, построив одноцепную воздушную линию 220 кВ Гусиноозерская ГРЭС - Дархан.
Сергей Козлов, министр транспорта и энергетики РБ:
«За счет дозагрузки Гусиноозерской ГРЭС до предельного уровня можно обеспечить увеличение экспорта в объеме 3,2 млрд кВт/ч, что превышает выработку планируемых ГЭС в Монголии.
Мнение экспертов
Александр Курячий, директор Северо-Западного офиса АЦ «Эксперт»:
- Улан-Удэ отличается большим частным сектором, особенной градостроительной политикой, и у нас есть решение, как можно повлиять на ситуацию в сфере теплоснабжения. Объясняется и высокая цена на тариф. Население в городе живет не очень компактно, поэтому пространственный фактор делает теплоснабжение для населения более дорогим, нежели в соседней Чите.
Евгений Гашо, эксперт-консультант аналитического центра при правительстве РФ:
- В Улан-Удэ неплохая система теплоснабжения, но где взять средства на модернизацию ТЭЦ? Экономических резервов и механизмов большое множество. Конечно, государство должно стимулировать создание этих механизмов. Необходимо работать с разными инвестиционными фондами, найти 2 - 3 источника инвестиций: когда они складываются, получается гораздо лучше.
Алексей Лизунов, генеральный директор ПАО «ТГК-14»:
- Износ тепловых сетей в Бурятии – 70 - 80%. Чтобы преломить эту динамику, необходимо менять 25 - 30 км сетей ежегодно. Это позволит остановить нарастание износа и даже двигаться к обновлению. Но сегодня мы меняем только 10 - 12 км. Пока мы можем говорить лишь об удержании аварийности.