Алексей Цыденов
6630

«Далеко от идеала»: Известный экономист из Бурятии раскритиковал открытый конкурс на министерские кресла

По мнению Алдара Бадмаева, имена всех «финалистов» были известны заранее

Фото: facebook.com / личная страница А. Бадмаев

После кадровых перестановок в правительстве Бурятии «обезглавлены» оказались сразу пять министерств – финансов, экономики, культуры, здравоохранения, а также спорта и молодёжной политики. В начале октября стартовал конкурсный отбор на эти должности, который состоит из нескольких этапов: первый – приём и рассмотрение заявок, второй – собеседование и защита программы и третий – тестирование. Окончательное решение принимает глава Бурятии – специально созданная при каждом ведомстве комиссия внесёт на рассмотрение Алексея Цыденова не менее двух кандидатур на каждый пост. А министров финансов и экономики, помимо руководителя региона, будут утверждать депутаты Народного Хурала. 

«Впору сформировать теневой кабинет»

Сегодня борьба за министерские кресла вышла на финишную прямую. Из 118 человек, изъявивших желание занять руководящие посты, в третий тур прошли 18. Один из бывших претендентов в главы  Минэкономики – кандидат экономических наук, руководитель консалтинговой компании «Макон» Алдар Бадмаев – в разговоре с ИА «Regnum» назвал подобные конкурсы «прекрасной идеей».

- Это показывает готовность власти к переменам и созданию кадровых лифтов. И нужно отметить, что нашлось очень много желающих принять участие в конкурсе. Но на деле в Бурятии всё оказалось далеко от идеала, – отметил он.По сути, все ключевые позиции финансово-экономического блока, от которого зависит очень многое – если не всё – в развитии региона, остались без изменений. И это притом, что именно здесь наблюдались основные провалы в работе, в том числе по программе по Байкалу, промышленности, энергетике, строительству. Многие специалисты вообще сомневаются, удастся ли новому главе с такой командой вывести республику, находящуюся на одном из последних мест по стране, из кризиса.

Все вакансии, за исключением должности министра экономики, были из социального блока, который фактически полностью зависит от бюджетной ситуации, пояснил Алдар Бадмаев.

- Будут трансферты из центра – будут проекты, не будет денег – ничего не будет, – уверен он.

По словам экономиста, в техническом плане «все эксперты отмечают чрезмерную затянутость процедур конкурса на несколько месяцев». Из-за этого возникло «ощущение лихорадочных закулисных интриг», хотя собеседование проходило крайне быстро – на презентацию участникам отводилось всего по семь минут.  Условий для полноценного обсуждения тезисов кандидатов просто не было, заявил Бадмаев.

- Вся эта скомканность, зажатость членов комиссии создавали впечатление, что всё уже решено и осталось лишь оформить заранее заготовленные решения. И результат не заставил себя ждать – в итоговое сито попали явные протеже, но не прошли многие известные и безусловно сильные профессионалы своего дела, из которых теперь впору сформировать теневой кабинет республики. К чему приведёт такой «отбор», будущее покажет, – считает руководитель консалтинговой компании. –  А оно не за горами.

«Только не у нас»

Некоторые кандидаты, оставшиеся «за бортом», выплёскивают своё возмущение в соцсетях. Так, известный правозащитник и юрист Биликто Дугаров, принимавший участие в отборе на кресло главы недавно созданного Минтуризма, написал на своей страничке в Facebook уже несколько постов на эту тему. По его мнению, так называемый открытый отбор – ничто иное как «фикция».

- Как непосредственный участник этого действа, могу оценить его изнутри. Отбор идёт очень субъективно. В большинстве своём группа старых бюрократов, многие – ещё из команды Потапова (Леонид Потапов –  первый президент Бурятии, прим. авт.), руководствуются принципом «нравится - не нравится». Считаю, что действующих старых и молодых бюрократов вообще нельзя было допускать в состав конкурсной комиссии. И вообще, она должна состоять из специалистов, не связанных с Бурятией, нашими кланами и группами, – высказался Биликто Дугаров. – Было бы понятно и похоже на конкурс, если бы сначала выявили кандидатов с высокими IQ и уровнем знания законодательства. А уже потом лучших из лучших, то есть самых интеллектуальных и образованных, можно было допустить на собеседование, но только лично с главой, который определил бы будущего министра. Вообще-то конкурсы везде и проходят по такому алгоритму. Но только не у нас.

Правозащитник заявил, что «практически все заранее знают, кто станет министром и почему».

- Знания и интеллект кандидатов в расчёт не принимаются и не учитываются. Все знали, что Игорь Зураев (зампред правительства Бурятии по экономическому развитию – прим. авт.) будет протаскивать на министра туризма своих людей под видом конкурса. Так и получилось. Все три оставшихся кандидата –  его люди, которые работали вместе с ним, даже, наверняка, проворачивали вместе разные дела (проекты). Вот таково моё мнение, – сообщил он.

«Свободен в своём выборе»

По мнению депутата Народного Хурала от «Единой России» Баира Цыренова, сами участники отбора и наблюдатели оценивают этот процесс по-разному.

- Кто-то одобряет, а кто-то выражает сомнение и недоверие. Кто-то из участников достойно оценивает «изнутри», а кто-то не согласен с итогами первых туров, – рассказал парламентарий информагентству «Повестка дня».

По его мнению, никаких вопросов ни одна из кандидатур не вызывает.

- Механизм конкурса работоспособен и уже доказал свою эффективность, – подчеркнул народный избранник.

В правительстве Бурятии, между тем, отмечают: после третьего этапа – тестирования – все материалы о кандидатах попадут к руководителю региона, в исключительной компетенции которого находится вопрос о назначении министров.

- Он свободен в своём выборе – вплоть до возможности отказа от определения победителя в случае неудовлетворённости результатами тестирования, – говорит замруководителя администрации главы и правительства Бурятии по вопросам кадровой политики и государственной службы Балто Дагбаин.

Ранее глава кадровой службы рассказал на своей страничке в Facebook, что конкурс на замещение должностей министров стал прозрачным не из-за пристального внимания общественности, а потому что «изначально был задуман таковым».

- Более того, мы отмечаем и вовсе удивительное для наших широт явление – минимум попыток вмешательства в процесс, минимум попыток коррекции наших действий в интересах конкретных сил. Наоборот, фиксируем массовое стремление к объективности и честности выбора, причём со стороны всех, даже заинтересованных лиц.  Позитивный знак. Видимо, все устали от прежних традиций принятия решений, – написал он.

Полный список кандидатов на министерские кресла:

Министерство спорта и молодёжной политики: 

1. Директор Бурятского индустриального техникума Анатолий Белоусов

2. Завкафедрой теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (РГУФИСМиТ)  Вячеслав Дамдинцурунов

3. Зампредседателя комитета по социальной и молодёжной политике администрации Улан-Удэ, начальник управления по делам молодёжи Эрдэни Дымчиков

Министерство культуры:

4. Директор издательского дома «Буряад Унэн» Баир Балданов

5. Генеральный директор ООО «Информ Полис» Соёлма Дагаева

6. Председатель комитета по культуре администрации Улан-Удэ Галина Ковалёва 

7. Директор колледжа искусств имени П. И. Чайковского Баир Турбянов 

Министерство туризма:

8. Заместитель председателя комитета экономического развития и туризма Улан-Удэ – начальник отдела развития туризма Мария Бадмацыренова

9. Руководитель турагентства «Гэсэр-Тур» Гэсэр Доржиев

10. Индивидуальный предприниматель Евгений Нечаев

Министерство экономики:

11. Директор операционного офиса «Территориальный офис» «Бурятский» Сибирский филиал ПАО «РОСБАНК» Александр Бардалеев

12. Первый замминистра экономики Бурятии – председатель комитета инвестиций Тимур Будаев

13. Начальник контрактной службы БСМП Сергей Васильев

14. Вице-президент АО АКБ «Алеф-Банк» Антон Виноградов

15. Глава Хоринского района Юрий Ширабдоржиев

Министерство здравоохранения:

16. Главный врач республиканской клинической больницы имени Н. А. Семашко  Евгения Лудупова

17. Главврач Гусиноозёрской ЦРБ Виктория Нихланова

18. Директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Дамбинима Самбуев.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях