Сергей Доля – один из самых известных тревел-блогеров России. Его аккаунты в «ЖЖ», YouTube и Инстаграме пользуются одинаковым успехом. Помимо интересных блогов о путешествиях, Доля рассказывает о своем опыте похудения – в общей сложности он скинул 50 кг.
В рамках Байкальского медафорума блогер дал мастер-класс «Нестандартный репортаж о туристических местах». На встречу с Сергеем собрались журналисты, сотрудники пресс-служб и туристические операторы. Замечена была Мария Бадмацыренова – одна из претендентов на портфель министра туризма Бурятии.
Людям интересны люди
Сергей Доля легко и живо общался с аудиторией, коротко рассказал о себе – как оказалось, у него был опыт ресторанного бизнеса, который закрылся из-за того, что в итоге оказался ему не интересен. Сейчас Доля, по его словам, постепенно уходит в сторону туристического консалтинга.
- Команды у меня нет, просто потому, что любой другой человек не сможет постоянно быть в переездах: вот сейчас я, например, приехал в Москву из Сахалина, переночевал, утром улетел в Бурятию. Потом опять Москва, далее – Мальдивы, Корея, - рассказал блогер.
Спикер поделился секретами успешного тревел-блога: людям неинтересна обычная красивая картинка, людям интересно читать о людях – о том, как они живут, что едят, как отдыхают.
- Нужно показывать места через историю людей, это метод крупных журналов о путешествиях, - говорит блогер.
Сергей рассказал интересные случаи из своей практики. Так, после того, как он поднялся на Килиманджаро, гид, сопровождавший его, стал очень популярным - к нему записывались на девять месяцев вперед.
- Зрители увидели, что простой парень вроде меня, который когда-то весил на 50 кг больше, смог подняться. А тот же Абрамович, которого сопровождала толпа людей, несших его вещи и даже двуспальную кровать, - не смог, - сказал он.
У всех свои проблемы и свои «фишки»
Слушателей живо интересовал вопрос, как развить туризм в Бурятии. По мнению Сергея, универсального рецепта нет – у каждого региона свои «фишки», привлекающие туристов.
- Нужно приезжать недели на две, изучать досконально, выводить статистические данные, и только тогда будет ясно, в чем проблема. Например, на Сахалине мне жаловались, что люди не едут, потому что «транспортно недоступны». Билет Москва-Сахалин-Москва при этом стоит всего 22 тысячи. Зато гостиница – восемь тысяч. Такая, знаете, советская гостиница, с холодильником «Бирюса». И при этом они считают, что основная проблема – это транспортная недоступность. Нет! Транспортная недоступность – это когда только визовый въезд или отсутствие прямого рейса.
Элитный туризм на Байкале
Байкал – это больше про Иркутск, чем про Бурятию, уверен известный путешественник.
- Бурятия не ассоциируется с Байкалом. Байкал – это такой большой бренд, который развили в Иркутске, к своему же горю. Потому что там туризм стал действительно массовым, при этом денег приносит немного – китайские туристы самостоятельно приезжают, оформляют туры через свои же китайские турфирмы. Вы должны дистанцироваться от Иркутска: у них – массовый туризм, а у вас – элитный, например, - считает Доля.
Блогер объяснил, на какую примерно категорию туристов Бурятии следует ориентироваться.
- Есть категория «лакшери» - это GUCCI, Vertu, то есть элитный штучный товар. А есть категория туристов «масс-премиа» - это туристы, которые могут за неделю отдыха заплатить от ста тысяч рублей. Таких посетителей вам нужно привлекать, - говорит он.
Сильное место туризма Иркутской области – это Ольхон. Бурятии же стоит делать акцент на чем-то другом.
- У вас есть «места силы», нужно продвигать их, - советует блогер.
О «комплексе слуги»
Путешественнику задали вопрос про наделавшую много шума в российских СМИ «безумную рекламу унтов».
- Мы хотим, чтобы было чисто, чтобы люди не мусорили на Байкале в Улан-Удэ. И снимаем рекламу, в которой главный герой «круто» бросает сигарету на асфальт – может быть, это и круто, но ведь это пропаганда, - задала вопрос одна из посетительниц мастер-класса.
- Безусловно, вы правы. Но фильмы нельзя категорично расценивать, я против тотальной цензуры. Но, конечно, доносить до людей нужно – вот мне нравится, на Алтае через каждые два метра стоит баннер с социальной рекламой о том, что нужно убирать за собой мусор. Или на Ольхоне одна компания предложила собрать мусор и получить футболку, и в итоге люди собирали свой мусор, собирали чужой и получали подарок, - поделился примерами Доля.
Также посетители поинтересовались, как избавиться от «комплекса слуги», чтобы местные жители с радостью привечали туристов.
- Когда люди получают деньги, когда они видят, что за это им платят – у них нет никакого комплекса. Улыбнулся – получил пять долларов чаевых, разве это не мотивирует? Если такой уж сильный комплекс, приглашайте людей с других регионов, найдутся такие, кто готов кланяться хоть до пола ради хорошего заработка. Может быть, когда местные увидят, они станут по-другому к этому относиться, - считает путешественник.