Со свойственным пожилым людям простодушием он не верил, что застройщик обманул, стройка заморожена, а дольщики остались наедине со своими проблемами. Собирал вещи, радуясь, что скоро заселится в свою квартиру, мучил родных расспросами, когда же, наконец, состоится переезд.
… После 2,5 лет ожидания ветеран войны умер, так и не дождавшись переезда в свою новую светлую квартиру, о которой так мечтал. И это еще не конец трагической истории — дети дедушки теперь не только не могут претендовать на его наследство, но и… остались должны государству.
Кормил обещаниями
В Улан-Удэ история с обманутыми дольщиками началась несколько лет назад. Тогда цены на квартиры в домах долевого строительства были существенно ниже, чем в готовых новостройках или даже на рынке вторичного жилья. Поэтому квартиры раскупали быстро и охотно — включая те, которые были только в проекте и находились на нулевом уровне строительства.
Решила вступить в долевое строительство и семья Матвеевых, оказавшаяся в итоге в числе сотен обманутых дольщиков.
— Моему папе как участнику Великой Отечественной войны полагался сертификат на улучшение жилищных условий, — рассказывает Елена Николаевна, дочка ветерана. — Мы понимали, что дедушка у нас пожилой и, возможно, не дождется сдачи в эксплуатацию домов, которые только начали строительство, поэтому искали готовые квартиры. Объездив весь город, мы остановились на многоквартирном доме в 105 квартале — застройщик «ДомСтройКомплект» пообещал, что до сдачи осталось совсем немного, уже были возведены стены, строили крышу.
17 марта 2015 года Матвеевы заключили договор, расплатившись ветеранским сертификатом. Застройщик пообещал, что уже в июне 2015 года дедушка сможет заехать в свою квартиру.
Николаю Ивановичу новая квартира очень понравилась, ведь им приходилось жить в довольно стесненных условиях — дочка, внуки и их жены. А тут — своя квартира, большая и светлая, благоустроенная, недалеко лес. Что еще нужно для счастья пожилому человеку?
Переезда ветеран ждал очень долго, с упорством каждый день изводил домочадцев вопросами, когда же, наконец, он заедет в свою квартиру. А тем временем застройщик только кормил обещаниями — миновал июнь, прошло полгода, год… а стройка не только не близилась к завершению, но и заморозилась. Надежды на скорое новоселье таяли с каждым днем.
В очереди - четвертые
Спустя полтора года в августе 2016 года уставшие ждать окончания бесконечной стройки Матвеевы приняли решение судиться с компанией-застройщиком.
— На суде они предлагали нам подписать мировое соглашение, обещали, что возьмут отделочные работы на себя и что дом сдастся в четвертом квартале. Но у нас уже не было сил верить обещаниям, — рассказывает Елена Николаевна.
Суд постановил расторгнуть договор долевого участия и взыскать с «ДомСтройКомплекта» 1 млн 260 тысяч — те деньги, что семья вложила в долевое строительство, а также компенсацию морального вреда.
Казалось бы, хэппи-энд, и у Матвеевых появилась возможность купить другую квартиру. Однако все оказалось не так просто — выяснилось, что взыскивать с компании-банкрота нечего, к тому же пострадавшая семья была не в первой, а только в четвертой очереди на взыскание средств. В первых очередях — оплата труда рабочим и налоги, и только потом — обманутые дольщики, которых объединили в одно производство.
В надежде на справедливость Елена Николаевна обивала пороги службы судебных приставов, «ДомСтройКомплекта» и разных инстанций. Написали письмо в Министерство социальной защиты населения и получили шокирующий ответ — помочь не могут, а деньги семья должна вернуть.
«Напоминаем вам, что единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилья, предоставленная вам как ветерану Великой Отечественной войны, имеет целевое назначение и может быть использована только на приобретение или строительство жилого помещения. В связи с этим доводим до вашего сведения, что при возврате застройщиком задолженности — средств единовременной денежной выплаты, которые были вами вложены в строительство многоквартирного дома, — указанные средства подлежат возврату в республиканский бюджет», — сообщили в министерстве.
Трудная жизнь
Эпопея со строительством и судами сильно подломила Николая Ивановича. Родные считают, что это в итоге и стало основной причиной ухода дедушки из жизни — в последние дни пожилой человек перестал ждать переезда на новую квартиру, чувствовалось, что он выбит из колеи. Он умер 20 июня 2017 года.
— Папа прожил очень трудную жизнь. В четыре года стал сиротой — его родителей расстреляли как врагов народа. Всю жизнь прожил с клеймом «сын врага народа». В 14 лет устроился работать на завод — начал изготавливать гранаты, после ушел воевать на Восточный фронт, получил контузию. Моя мама, его жена, умерла много лет назад — в 2002 году. Папа всю жизнь был очень скромным простым человеком, всем помогал, болел за нас, своих детей и внуков, — рассказывает его дочь, едва сдерживая слезы.
Что делать дальше, родные ветерана не знают. Дольщики того самого дома объединились в ТСЖ и доводят строительство до конца своими силами — единоразово «скинулись» по 140 тысяч и каждый месяц вносят новые средства в «фонд» строительства. Но могут ли объединиться с ними Матвеевы? На их квартиру наложен арест. Первая часть решения суда выполнена — договор расторгнут.
Эта история — одна из сотен других трагичных историй улан-удэнцев, ставших жертвами недобросовестных застройщиков. Сейчас их насчитывается больше тысячи. Власти обещают, что держат ситуацию под контролем, но… воз и ныне там.
Комментарий юриста Бориса Бальжиева
— В данной ситуации дети не могут оформить наследство на жилищный сертификат, так как он имеет целевое назначение. И это означает, что выход из ситуации только один: как только должник (застройщик) вернет средства, их необходимо вернуть в Министерство социальной защиты населения в полном объеме. На квартиру они претендовать не могут, так как есть судебное решение, согласно которому договор расторгнут.