Несколько месяцев назад глава федерального минобрнауки Ольга Васильева заявила, что средняя зарплата российских педагогов в этом году выросла до 33 тысяч рублей. Однако проведённый «Собеседником» опрос показал, что среди них почти нет обладателей доходов, приближенных к этой сумме. За исключением Москвы и ещё нескольких богатых регионов, реальное жалованье учителей гораздо ниже, да и эти крохи достаются им непросто. Зато сверхдоходы нередко получают директора школ.
Зарплата не по Росстату
Так, в конце прошлого учебного года выпускников пединститута в Иркутске собрали на встречу с замминистра образования Евгением Торуновым. Во время разговора о перспективах трудоустройства тот со студентами был честен.
- Хорошо обеспечить свою семью вы с вашей работой будете не в состоянии – просто забудьте об этом, – заявил чиновник.
Единственное, чем он смог помочь, так это посоветовать девушкам выбирать себе состоятельных мужей. Возмущённые студенты опубликовали в Интернете петицию. После скандала в областном правительстве Торунову объявили выговор – вероятно, за искренность.
- С такими зарплатами наша система образования существует благодаря слабому полу. Россия лидирует по доле женщин, занятых в этой сфере. Низкие зарплаты учителей и воспитателей лишают их финансовой самостоятельности, – рассказала «Собеседнику» общественный деятель Алёна Попова.
Получается, женщины-педагоги во многом зависимы от доходов мужей. Несладко приходится не только иркутским учителям, но и их коллегам из Бурятии.
- Первая моя зарплата была 5 тысяч рублей. В течение года увеличивалось количество часов, следовательно, и заработок. Сейчас сумма достигает 20 тысяч, – отметила Виктория, преподающая литературу в Улан-Удэ.
При этом средняя зарплата в Бурятии, согласно данным Росстата – больше 37 тысяч. В Рязанской области – почти тридцать, но у местных педагогов эта цифра вызывает лишь недоумение. Так, в школе города Спасска доходы учителей – в зависимости от категории – варьируются от 9 до 12 тысяч. В группе продлённого дня в месяц зарабатывают менее 8 тысяч, что ниже формальной величины прожиточного минимума.
«Мало сплю и много работаю»
То, что реальная зарплата учителей в России ниже фиксируемой Росстатом, признаёт даже провластный ОНФ. Поручение президента довести её до средней по региону выполняется лишь благодаря бюрократическим приёмам, а не реальной работе по улучшению благосостояния педагогов, считает депутат Госдумы Любовь Духанина.
- Данные статистики в части оплаты труда педагогов сильно завышены, а там, где зарплата более-менее дотягивает до официальной, это достигается за счёт колоссальной нагрузки, – отмечает парламентарий.
Согласны с этим и в профсоюзе «Учитель». Поскольку оклад за одну ставку катастрофически мал, педагоги сами соглашаются вести много часов. Фактически в одну зарплату «записываются» все деньги, которые учитель получает за сверхнорму, подчёркивает сопредседатель профсоюза Всеволод Луховицкий.
Лауреат республиканского конкурса «Учитель года Карелии» Виталий Меньшиков признаётся: чтобы получать приличные деньги, ему приходится брать учебную нагрузку в 40 часов вместо 18-ти положенных и параллельно с преподаванием информатики администрировать школьный сайт и совмещать должность инженера.
- Ужасно устаю, мало сплю, очень много работаю, – сетует он. – Как это отразится на моём здоровье?
Стаж у Меньшикова – больше 15 лет. Молодой же учитель после вычета налогов сможет получить в той же школе всего 8 тысяч рублей. Официальная средняя зарплата в Карелии при этом – более 37 тысяч. Ещё одна проблема – дифференциация между заработком директоров и рядовых педагогов. К примеру, согласно декларациям руководителей учебных заведений Москвы, они получают около 200 тысяч рублей в месяц, в регионах – по 100 тысяч. В Пятигорске директор школы №3 за прошлый год заработала более 7 миллионов (порядка 609 тысяч в месяц). Учителям же приходится выживать на 22 тысячи.
- Ну не может директор зарабатывать в десятки раз больше, особенно когда в школах низкое качество работы и, чтобы сдать ЕГЭ, ученикам приходится ходить к репетиторам, – говорит первый зампредседателя комитета Совета Федерации по образованию Лилия Гумерова.
Сенатор уверена: ликвидировать подобное неравенство в доходах законом невозможно, но иногда вступают в дело и правоохранительные органы. В Приангарье организована доследственная проверка по фактам разворовывания зарплатных фондов. А в Осинском районе той же Иркутской области уже вынесен приговор директору сельской школы, которая сама себе незаконно повысила зарплату, присвоив более полумиллиона рублей.
«Сколько можно уходить от этого вопроса?»
Недавно благосостоянием бурятских педагогов озаботились в Народном Хурале. При обсуждении республиканского бюджета на следующий год парламентарии решили увеличить им жалованье на 4 %, или примерно на 1200 рублей в месяц. На эти цели пока готовы выделить 98 миллионов. Вопрос рассмотрят на ближайшей сессии 30 ноября.
- За последние три года зарплату учителям не индексировали, но при этом увеличивали МРОТ. Некоторые из них получают 12 тысяч рублей – меньше, чем уборщицы, – сообщил ИА «Regnum» председатель комитета Хурала по социальной политике Александр Стопичев. – Что будем делать? Три года мы про это говорим, но пока не можем добиться ответа от министерства (образования – прим. авт.). За последние пять лет рост заработной платы произошёл в основном за счёт увеличения нагрузки – совмещения ставок, включения в неё компенсации за коммунальные расходы. Сколько можно уходить от этого вопроса? Надо найти в бюджете средства, чтобы индексировать норматив хотя бы на 4 процента.
Минобразования Бурятии обращалось с соответствующим предложением в вышестоящее федеральное министерство, но «пока ответа нет», подчёркивает издание. Однако, как отметил парламентарий Цыденжап Батуев, зарплата учителей относится к полномочиям субъекта и проблему можно решить на республиканском уровне.
Как рассказали ИА «Regnum» в Бурятстате, в начале учебного года в республике насчитывалось 8629 педагогов. Самая распространённая специальность – учитель начальных и подготовительных классов (2648 человек). Меньше всего в регионе преподавателей химии (219). Что касается средней заработной платы, в Бурятии, по данным статистического ведомства за август 2017 года, она составляет 28 475 рублей.
«Зона полного безобразия»
Кстати, в октябре журналисты ОТР собрали тысячи sms-сообщений от педагогов из разных регионов страны и выяснили, что на самом деле они получают за свой труд не 32-33 тысячи рублей, как утверждают в Росстате, а порядка 18 тысяч. В Бурятии – и того меньше.
- 23 часа – 7500 рублей на руки, унизительно для страны. А «стимулирующая» часть распределяется несправедливо, – рассказала телеканалу одна из жительниц республики.
Такая же ситуация – и в Мухоршибирском районе.
- Зарплата за 21 час составляет 7500 рублей. У меня трое детей. Как дальше жить? – вопрошает ещё одна наша землячка.
«Как жить?» – самый частый вопрос в этих смс. Учителя из Бурятии, как и их коллеги из 39 других регионов, оказались в числе педагогов, чьи доходы – от 7 до 15 тысяч – федеральные журналисты назвали «полным безобразием». Это не ставка, а всё полностью – с проверками тетрадей, классным руководством, большим количеством часов. Так, в списке значатся Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия, Удмуртия, Чувашия, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Пермский и Ставропольский края, а также 21 область – Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Омская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ульяновская.
«Почти полное безобразие» с зарплатами (от 16 до 20 тысяч рублей) творится в Адыгее, Карелии, Татарстане, Хакасии, Хабаровском крае, Амурской, Архангельской, Астраханской, Вологодской, Иркутской, Калининградской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Томской, Тюменской, Челябинской и Ярославской областях.
От 21 до 30 тысяч рублей получают педагоги в Карачаево-Черкесии, Тыве, Чечне, на Камчатке, в Красноярском крае, Приморье, Владимирской, Калужской, Кемеровской, Ленинградской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Свердловской областях, в Подмосковье, Севастополе и Ханты-Мансийском автономном округе. Ну, а самые «дорогие» учителя с жалованьем выше 30 тысяч рублей работают в Ненецком и Ямало-Ненецком автономном округах, Якутии, Москве и Санкт-Петербурге.
Кстати, «полное безобразие» – это отзыв спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о зарплатах педагогов из Ивановской области. С 1 января они упали с 20 до 14 тысяч, а в некоторых школах – до 7 тысяч, писал в феврале «Московский комсомолец».
- На бумаге всё гладко, почти все губернаторы отчитались: зарплаты соответствуют майским указам. А выходит, какой-то учитель из конкретной школы – это же полное безобразие! – цитировало её издание.
«Экономить на всём»
Напомним, в середине августа преподаватель, кандидат исторических наук и общественница из Москвы Ирина Канторович призвала жителей Бурятии выступить против системы оплаты учительского труда, которая действует в республике уже девять лет. Сегодня финансирование учебных заведений производится по нормативно-подушевому принципу: каждый новый ученик должен приносить школе и работникам дополнительные средства. Иными словами, чем больше детей, тем больше фонд оплаты труда. Если же штат увеличивается, то зарплаты, соответственно, сокращаются.
С 2008 года администрации образовательных учреждений начали проводить оптимизацию штатного расписания – избавляться от «лишних» людей и ставок. Многие педагоги остались без работы. Больше всего в зарплате потеряли учителя малокомплектных школ. Детей расформировывали по «параллелям», чтобы в каждом классе было не менее 25 человек и их можно было бы «разбивать» на подгруппы по некоторым предметам. Естественно, мнение самих школьников при этом не учитывалось.
И хотя с самого начала бурятский профсоюз предлагал внедрить штатно-окладную основу, министерство образования республики вступило в эксперимент по нормативно-подушевой системе. В итоге её и утвердили в качестве постоянной.
По мнению Ирины Канторович, новая система оплаты труда (НСОТ) «развязала» руки руководству учебных заведений.
- Директор любой школы имеет право с очень большой долей самостоятельности распоряжаться выделенным ему бюджетом, в том числе и экономить его, а потом из сэкономленных денег совершенно законно поднять зарплату себе и «своим» сотрудникам. Поэтому многие (не все) руководители стремятся «экономить» на всём, чтобы перенаправить себе побольше денег, – уверена она.
«Раскаяться никогда не поздно»
Под петицией, размещенной на сайте Change.org, подписались уже более 57 тысяч человек. В защиту бурятских педагогов высказались не только жители республики, но и представители других российских городов.
- Неужели во всей России не найдётся людей, готовых поддержать учителей Бурятии? Прошу вас, отдайте свой голос, и, возможно им станет легче жить. Может быть, и у власти проснётся совесть. Раскаяться никогда не поздно, – написала москвичка Наталья Мазепова.
В другом обращении – на сайте РОИ – отмечается: НСОТ вводилась с целью поощрения лучших работников. Но на практике стимулирующие и премии зачастую «львиной долей переходят в выплаты администрации и близких к ней лиц».
- Положения об оплате труда самоуправно принимаются директорами и оспорить их невозможно, так как соответствующие установочные документы носят рекомендательный характер. Оставшиеся работники работают на износ, а уволенные становятся безработными. При этом в учреждениях появляется целый штат заместителей, руководителей подразделений, состоящий из родственников и знакомых директора. Им назначаются большие оклады, выплачиваются премии и стимулирующие, но чем именно занимаются эти люди и занимаются ли вообще, никому не известно, – подчёркивают инициаторы.
«Таких денег у нас нет»
Напомним, минувшей весной в минобрнауки региона заявили, что сегодня средняя зарплата в сфере образования в Бурятии составляет 26 тысяч рублей.
- Показатели не достигаются только в 129 малокомплектных школах. Всего в республике зарегистрировано 11 тысяч ставок. На них приходится восемь тысяч учителей, то есть нагрузка на одного педагога составляет в среднем 1,5 ставки. Это 24-25 часов вместо положенных 18, – пояснил глава ведомства Баир Жалсанов на правительственном брифинге в мае. – Если мы пойдём по пути выравнивания заработной платы из расчёта одной ставки, то нужно будет, в первую очередь, дополнительно найти более трёх тысяч учителей.
На эти цели, по его словам, потребуется 1 миллиард 300 миллионов рублей.
- Таких денег у нас, конечно, нет. Но повысить качество образования можно не через увеличение заработной платы, а через уменьшение нагрузки на учителей. Сейчас рассматривается действенный метод, когда у педагогов будет возможность индивидуально работать с отстающими или одарёнными детьми в свободное от уроков время, – подчеркнул Жалсанов.