Секционный зал похож на операционную. Над каждым операционным столом висят лампы. Рядом столик со скальпелями, железными тарелочками и прочими инструментами, необходимыми для вскрытия. Это рабочее место 71-летнего медицинского эксперта Людмилы Поздняковой.
Она не боится трупов, у нее своя договоренность с призраками, мертвецкий холод, пробирающий до дрожи не страшен хрупкой женщине. Ведь ее основная задача – установить причину смерти путем вскрытия и осмотра тел.
Корреспондент «Информ Полиса» решил встретиться с легендой бурятской судмедэкспертизы и узнать о жизни и работе бесстрашной женщины.
Бюро СМЭ. Нас встретила милая женщина в белом халате с очаровательной улыбкой. Седые волосы аккуратно собраны в пучок. Из белого халата виднеется элегантное черное платье, на шее гармонично подобранная бижутерия. Мы зашли в один из кабинетов, и она начала свой рассказ.
Это романтика
Людмила Иннокентьевна училась в Читинском медицинском институте. После окончания в 1971 году вернулась в Бурятию, где проживала ее мама. По распределению выпускница должна была поехать в Закаменский район на работу терапевтом. Но, как после оказалось, в самом Улан-Удэ были две свободные вакансии - в бюро СМЭ и в патанатомии.
- Кто в то время не хотел остаться в городе? В итоге я выбрала бюро судебно-медицинской экспертизы. Здесь меня встретила Мария Павловна Павлова. Она тогда была начальником бюро. В то время холодильных камер не было. Трупы лежали на полу. Было все ужасно, но, слушая, с каким энтузиазмом Мария Павловна рассказывала о своей работе, и так как мне еще в институте нравилась судебная медицина, я приняла решение остаться здесь, - рассказывает Людмила Позднякова, заместитель начальника бюро по экспертной работе. – Понимаете, в каждом деле своя романтика. Интересные случаи, расследования. Еще студенткой я знала, что наша профессия помогает раскрывать преступления.
С первых же дней девушка начала вскрывать трупы.
- Я неделю вскрывала с Михаилом Федоровичем Юговым. Мария Павловна - это мой учитель-теоретик. А Югов больше практик. Он так красиво вскрывал, - до сих пор восторгается эксперт. – Вскоре я стала работать одна. У нас тогда были две хорошие санитарочки - Зоя Михайловна Трифонова и Зоя Лукинична Попова. Коллектив тогда был маленький. Всего 25 человек. Все были увлечены своей профессией. Работали с интересом.
Особое уважение судмедэксперт отдает санитаркам.
- От санитарок многое зависит. Вот они моют и говорят: «А вы заметили - здесь рана?». Вот те же электрометки. Их же иногда очень трудно увидеть. Они бывают или на руках, или на подошве стоп. А санитарка моет и говорит: «А это кажется электрометка. Посмотрите, пожалуйста». Они выглядят как мозоли. Мы берем на гистологию, и экспертиза подтверждает.
Уже в октябре молодой специалист поехала на свою первую эксгумацию.
- В Кабанском районе тогда погибли три человека. Редактор газеты «Кабанская правда», рыбоохранник и еще один человек. Уже не помню - кто. Они вышли в шторм порыбачить, и лодку перевернуло. Одного нашли в конце июня, второго в июле и третьего в августе. Эти три трупа вскрыли и захоронили. Но родственники не поверили в несчастный случай, так как это были серьезные для района люди. Их семьи стали писать жалобы. Поэтому возникла необходимость эксгумации. Я вскрывала на кладбище в холод, в октябре. Но мы лишь подтвердили, что это был несчастный случай, - вспоминает Людмила Иннокентьевна.
Ставила бутылку однокурсникам
Это сейчас ее знает вся Бурятия как опытнейшего судмедэксперта, а ведь, когда она была студенткой, педагоги не верили, что она когда-нибудь выберет именно это направление.
- Во время своего первого вскрытия в институте, я одна упала в обморок со всего курса. Я тогда была маленькая, худенькая, изящная. И никто не мог поверить, что когда-нибудь стану судебным медиком. Сейчас до сих пор все в шоке. После того вскрытия я оставшееся время всем бутылки ставила, чтобы они за меня вскрывали. А сама документы за всех оформляла, - признается сейчас известный эксперт.
За 46 лет работы Людмила Иннокентьевна вскрыла около 9000 трупов!
- Иногда вскрывали по 300 - 450 трупов в год. У нас было два вскрывающих эксперта. В день один раз даже было 13 трупов. Зашла в 8 утра в секционный зал, вышла часов только в шесть или семь вечера.
Несмотря на огромный опыт, судмедэксперт так и не смогла привыкнуть до конца к своей работе.
- Я до сих пор отказываюсь вскрывать родственников, знакомых и маленьких детей. Все равно сопереживаешь. Нельзя привыкнуть к человеческому горю. Нельзя. Поверьте мне. Единственное, что, когда вскрываешь труп, стараешься не думать, что это был когда-то живой человек. Просто относишься к этому как к объекту исследования.
Резонансное дело 80-х
Женщина, воспитавшая единственную дочь, обратилась в милицию с заявлением. Весь город искал 19-летнюю студентку ВСГТУ. Позже в реке Селенге были найдены сначала верхняя часть тела без головы, потом нижняя – без голени. А в Кабанском районе мальчишки, игравшие у реки, в воде нашли и голову, выловив ее: они думали, что это мяч.
- Убил ее лаборант технологического университета. Он ей предложил курсовую работу. Заманил к себе в гараж. Но расчленил, я считаю, не он один. Кто-то ему помогал. Была ли она изнасилована, мы так и не смогли доказать. Так как половые органы были вырезаны. Смерть же наступила от механической асфиксии. Студентка была задушена поясом от своего же плаща, - вспоминает Людмила Иннокентьевна.
Эксгумация Хамбо ламы Итигэлова
Бурятскому судмедэксперту также предоставилась возможность поработать с профессором Виктором Звягиным на эксгумации нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова.
Людмила Позднякова проводила в 2004 году осмотр тела известного буддиста. После Звягин предаст публичности результаты исследования.
- При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже — высушила». Этим, в частности, возможно, объяснить феномен колебания веса тела в дни массовых посещений. Высушенные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни. После дней посещения избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5 — 10 кг и составил 41 кг, - сказал журналистам Виктор Звягин, зав. отделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы.
Спасение человека и участие в перестрелке
От результатов экспертизы зависит очень многое. Мы это знаем по детективам и фильмам. Людмила же знает это на деле.
Так мы решили рассказать об еще одном случае из 90-х. На грузовой машине по городу ехал многодетный отец. Проезжая по улице Терешковой, он завернул на Геологическую, когда на дороге ему попалась бабушка, которая не спеша шла в магазин. Он вовремя успел затормозить, но пожилая женщина упала на асфальт и потеряла сознание. Тогда очевидцы стали кричать «ДТП!», осуждающе смотря на испуганного водителя. Мужчину арестовали. Ему уже мерещились долгие годы в тюремной камере 2x2, дети, растущие без отца и умирающие с голоду. Его мысли, возможно, и осуществились бы, если бы не работа судмедэксперта.
- На вскрытии мы выяснили, что у бабушки острая сердечная недостаточность. А то, что она упала на асфальт, это уже вторичное, - говорит Людмила Позднякова.
Тут же эксперт позвонила следователю, и вскоре водителя отпустили. Первым же делом он пришел к своей спасительнице, перед которой упал на колени, не зная, как отблагодарить.
Помимо вскрытия Людмила Иннокентьевна ведет приемы, где работает с избитыми, ограбленными, изнасилованными и даже выезжает на ЧП.
Однажды на Шишковке 60-летний дед поругался с 28-летним соседом. Дед же - бывший снайпер, после недолгих разбирательств взял свою винтовку и застрелил парня. Тут же на происшествие выехали милиционеры, военные, следователи и судмедэксперт.
- Смотрю, военные машины стоят, милиция. Окружили дом этого дедушки. Следователь, криминалист и я стоим и ждем, когда появится возможность подойти к трупу. Дед засел в своей ограде с винтовкой. Тогда фээсбэшник полез на поленницу посмотреть, где находится дед, но поленница покатилась, и дед выстрелил. Началась такая стрельба. Только слышу, что вокруг меня что-то свистит. Мне кричат: «Ложись!». Все врассыпную. Я думаю, как это я буду ложиться в новом, красивом платье из кримплена в песок. И тогда меня кто-то схватил и спрятал за машину, - смеется сейчас Людмила.
Но ни этот, ни сотни других случаев не заставили красивую женщину поменять платье на брюки. Яркая, привлекающая к себе внимание Людмила Иннокентьевна своим внешним видом старается украсить свои нелегкие будни.
- Кто привил вкус? Ну, моя мама была учительницей. Всегда выглядела хорошо. Наверное, у нее и переняла стиль. А вообще захожу в магазин, и что на душу легло, то и беру. Зато так я могу сразу после работы пойти в театр. Это сейчас туда ходят кто в джинсах, кто в чем. Меня это возмущает, - негодует Людмила Иннокентьевна.
Мы поспешили разузнать у нее, в чем же заключается секрет красоты и долголетия?
- В оптимизме. И еще… никогда никому не завидуйте, - посоветовала женщина.
Везде найду знакомых
Всю жизнь эта хрупкая женщина отдала судебной медицине, даже пожертвовав женским счастьем. Так получилось, что у 71-летней женщины нет ни детей, ни внуков. Но у нее огромное количество племянников, которые гостили у нее подолгу во время учебы. Их она с гордостью называет своими детьми.
Помимо родных у судмедэксперта больше трех тысяч учеников, которых в свое время она обучила. Людмила Иннокентьевна преподавала студентам юридического и медицинского факультетов БГУ, Новосибирского университета экономики и права и Томского института. Многие ее студенты стали мировыми и федеральными судьями, прокурорами районов, следователями.
Людмила Позднякова уже четыре года не преподает и не вскрывает, контролируя лишь качество и сроки выполнения экспертиз. Более того, 8 января она уходит из бюро СМЭ в связи с федеральным законом, который гласит о том, что руководители и их заместители лишаются своих руководящих должностей по достижении 65 лет. Опытному специалисту и мастеру своего дела уже поступают предложения о работе, но пока Людмила выбирает, все чаще лишь вспоминая о том, чего не успела сделать.
Будучи атеистом, она всегда шутит, говоря: «У меня везде блат будет - и в аду, и в раю. Везде найду знакомых». Но лишь грустные глаза выдают горькое сожаление.
- Берегите своих детей и семью. Плевать на все. Я сейчас одна работаю, в отличие от сверстников, потому что не могу находиться одна дома. Что там одной делать? Ну, сделала я ремонт, дома у меня чисто, уютно. Ну, в интернете посидела, телевизор посмотрела, почитала газеты, поотгадывала кроссворды. Но все потом потихоньку надоедает. Женское счастье в детях и внуках должно быть обязательно у каждой женщины.