Живут в округах примерно так же, как и в республике. В чем-то лучше, а в чем-то и хуже. Но в этом обзоре я акцентирую внимание только на двух специфических моментах из их отношений с внешним миром.
Ага и синдром соседа
Внешне Ага по-прежнему выглядит на порядок лучше, чем любые другие сельские регионы страны. Это касается как столицы округа, так и райцентров и сел. Отличные дороги, новенькие или реконструированные школы, детские сады, клубы и больницы. Вдоль дорог периодически возникают фермы с кошарами, техникой и скотом. Еще больше расцвела и стала многолюднее красавица столица Агинское. А в вечерние и утренние часы возникают даже пробки. Так много на ее улицах машин. Запас прочности, накопленный за годы самостоятельности, очень мощный и вмиг его не растратить.
Однако это видимое благополучие не всем нравится, а кого-то сильно раздражает. В итоге это раздражение выливается в неблагоприятный информационный фон. Дело в том, что Агинский округ резко выделяется на фоне соседних, депрессивных районов Забайкалья. Разница видна невооруженным взглядом, если, например, заехать со стороны Ононского района.
Некоторые читинские коллеги говорят: «Мы устали рассказывать, как в Аге все хорошо! Мы хотим показать, что здесь живут такие же люди и что и у них случается всякое». Или же такое откровенное признание: «Я бы показала все как есть, но мне же за это наш глава района голову оторвет! А мы-то как будем выглядеть на их фоне?».
Этим во многом и объясняется тот негатив по Аге, который присутствует в забайкальском сегменте Интернета. И, безусловно, никакой это не заказ на «мочилово». Просто классический синдром соседа. Как, например, в фильме «Оптом дешевле - 2», где соседи постоянно выясняли, у кого трава зеленее, столовый сервиз дороже, а дети умнее. Можно назвать это и классовой ненавистью. По сути, на ментальном уровне процесс объединения Читы и Аги еще продолжается, и он показывает всю опасность социальных контрастов и неравномерного развития регионов в одной стране.
Почему нет иммунитета?
Единственный выход отсюда – встречаться и разговаривать. Ведь та же бюджетная обеспеченность в Аге выше, потому что в свое время командой Баира Жамсуева была создана вся социальная инфраструктура. А если она есть, то на ее содержание предусмотрены положенные средства в федеральном и краевом бюджетах. И, соответственно, если в соседнем районе гораздо меньше школ, детских садов, клубов и больниц, то и финансирование на порядок меньше.
Кроме того, многое в округе делается на общественных началах, за счет сознательности и организованности населения. Поэтому нужно выравнивать положение, то есть поднимать уровень жизни по всему Забайкальскому краю до уровня Аги.
Здесь есть еще один нюанс. Болезненное восприятие агинцами акцентирования на негатив объясняется отсутствием иммунитета. В окружных газетах нет жестких «наездов», «слива компромата», корпоративных и политических войн. Для этого Ага слишком патриархальна и мала. Нет в округе и коммерческих СМИ с сугубо прагматическим подходом в зависимости от наличия контрактов. А в их отсутствие - дающих «плохие» новости, которые лучше продаются.
Тем не менее, похоже, руководство округа идет в верном направлении. Недавно в Улан-Удэ побывала делегация во главе с руководителем Аги Бато Доржиевым. Она участвовала в избрании нового лидера землячества, а также встретилась со СМИ. Руководство Аги всегда участвует в жизни землячества, консолидируя и направляя ее. На днях прошла встреча и с краевыми СМИ, которая, возможно, снимет возникшее непонимание. «Просто не надо все упрощать, все гораздо сложнее…» - сказал Баир Жамсуев.
Усть-Орда и диаспора
В плане взаимоотношений с земляками Усть-Орда не может похвастаться такой организованностью. Если в Аге с начала 90-х есть один бессменный формальный и неформальный лидер Баир Жамсуев, то у усть-ордынцев они меняются с калейдоскопической быстротой. Соответственно, нет ни преемственности, ни традиций взаимодействия с диаспорой.
Однако в постсоветской истории известны три случая, когда уроженцы округа, живущие в Улан-Удэ, активно участвовали в политической жизни на родине. Это Михаил Матханов, депутат Законодательного собрания области в 2000 - 2004 годах и кандидат на выборах главы округа в 2000 году. В 2009 году руководителем округа и заместителем губернатора был назначен Борис Данилов, бывший главный федеральный инспектор по РБ. В 2015 году сенатором от Иркутской области стал Вячеслав Мархаев. Кроме того, землячества участвуют и в избирательных кампаниях в округе. Все это говорит о серьезных политических и экономических рычагах влияния улан-удэнской диаспоры на жизнь Усть-Орды.
В 2015 году группа представителей землячеств Усть-Орды встретилась с тогдашним губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко. Разговор шел о развитии округа. А в 2016 году новый губернатор Сергей Левченко принял делегацию буддистов, которые возрождают исторические и строят новые дацаны на территории Усть-Орды, в Иркутске, Ольхоне и Шелехове. Встреча была организована по инициативе аларцев при помощи Вячеслава Мархаева.
Свои инвесторы
Интерес к соседнему региону не случаен: единое экономическое пространство – свершившийся факт. И там и здесь хорошо известны продукция от соседских компаний, а также общерегиональные торговые сети. Бизнесмены из Бурятии отмечают хорошие стартовые возможности для развития сельскохозяйственного бизнеса в области. Это благоприятный инвестиционный климат, недорогая электроэнергия, плодородные земли и большой рынок сбыта. Не случайно в создание новых сельхозпредприятий и сферу туризма в Осе и Нукутах вложился Лев Асалханов. А семья Геннадия Бербидаева, имеющая активы в Забайкальском крае, вложила более 200 млн рублей собственных средств в создание молочного комплекса в Баяндае. Их инвестиции подтянули за собой дороги и социальную сферу и показали потенциал диаспоры в реализации совместных проектов. Немало успешных бизнесменов и в городах Иркутской области, в других регионах, особенно в Москве и Якутии. Нужна лишь точечная и планомерная работа с ними.
Очевидно, что по примеру Аги отношения иркутской диаспоры и руководства Усть-Орды должны выйти на более высокий уровень. Ведь разговоры о встречах с землячествами, совместном проведении Сагаалгана идут не первый год.
Впрочем, на районном уровне взаимодействие более активное. Так, Иринчей Матханов строит борцовскую юрту в Нукутах, помогает Аларскому дацану и музею Вампилова в Кутулике. Постоянно ведут общественную деятельность в округе Арнольд Тулохонов, Александр Иринчеев, семья Махутовых и многие другие. И на нынешний юбилей иркутские землячества выехали единой делегацией и выступили в родных селах. Моральную поддержку оказал им зампред правительства РБ Вячеслав Цыбикжапов, заявивший об огромной роли уроженцев округа в становлении и развитии республики.
Как быть с оттоком?
Сейчас основной проблемой округов является отток населения в города. Впрочем, из Усть-Орды выезжать особо и некому. Поскольку урбанизация началась там еще в 50 – 60 годах прошлого века и была продолжением многовекового процесса переноса центра этногенеза бурят из Прибайкалья в Забайкалье.
Тем не менее удержание населения - это вопрос жизни и смерти округов. И здесь важны как позитивный информационный фон, так и привлечение потенциала диаспор. Речь необязательно идет о многомиллионных инвестициях.
Так, земляки из приононского Гунэя в Улан-Удэ собирают деньги на Сагаалган в помощь дацану и выезжают на родину с концертом. А там их ждут. Эта связь жизненно важна для тех, кто остался, чтобы, не рефлексируя по прошлому, жить сегодняшним днем и строить планы на будущее.