банки
2702

Бурятия решила залезть в огромный кредит

Власти республики объясняют дефицит бюджета «недостаточными темпами роста собственных доходов» и увеличивающимися расходами

Фото: russianstock.ru

О намерениях Минфина взять кредит на шесть миллиардов рублей «для покрытия дефицита республиканского бюджета и погашения долговых обязательств региона» стало известно в конце ноября. Четыре миллиарда планируется вернуть в течение двух лет, ещё два миллиарда – через три года. В правительстве сообщили, что уплата процентов за пользование заёмными средствами при этом не превысит 8,6% годовых.

«Проводили взвешенную политику»

Власти Бурятии вынуждены залезать в долги перед банками в условиях «недостаточных темпов роста собственных доходов» и из-за увеличивающихся расходов. Республиканский бюджет уходит в «минус» уже не первый год.

- В связи с тем, что с 2015 года мы участвуем в программе реструктуризации долга за счёт бюджетных кредитов, он не должен составлять более 10% от собственных доходов (региона), – рассказала на очередном правительственном брифинге 4 декабря замминистра финансов Ольга Макарчук.

К 1 декабря государственный долг Бурятии превысил 8 миллиардов рублей и большую часть этой суммы – 5,8 млрд. – республика задолжала именно кредитным организациям. По уровню долговой нагрузки она занимает 24-ое место (из 85-ти) по России и 3-е (из 12-ти) – в Сибири. В Минфине это охарактеризовали как «достаточно устойчивое положение».

- За прошедший год мы проводили достаточно взвешенную политику по привлечению кредитных ресурсов, используя другие имеющиеся инструменты – бюджетные кредиты, остатки на счетах. И мы только сейчас приступаем к формированию источников дефицита этого года, – пояснила замминистра.

Она напомнила о намерениях взять шестимиллиардный кредит.

- Сейчас ключевая ставка Центробанка – 8,25%, то есть это достаточно низкий уровень стоимости ресурсов. За три квартала 2017 года (9 месяцев – прим. авт.) мы потратили на обслуживание долга около 300 миллионов рублей и привлечение (средств) будем осуществлять, наверное, во второй половине декабря – исходя из реальной, фактической потребности заёмных ресурсов.

Иными словами, без особой нужды госдолг власти увеличивать не хотят. Напомним, в 2018 году дефицит республиканского бюджета составит почти два с половиной миллиарда рублей. А, значит, опять придётся обращаться в банки либо просить взаймы у Москвы. Правда, здесь есть одно «но». Сегодня российское правительство приступило к «сворачиванию» программы бюджетных кредитов, запущенной десять лет назад. Вместо них с 2018 года регионы смогут рассчитывать лишь на реструктуризацию накопленных долгов.

- Мы сейчас готовим документы для реструктуризации на 1 миллиард 300 миллионов рублей. Это семилетние кредиты и если у нас будут достаточно хорошие темпы доходов, программа продлевается ещё на пять лет, – говорит Ольга Макарчук. – Сегодня, в соответствии  с последним решением правительства России, мы оформляем ещё один бюджетный кредит, который позволит снизить кредитную нагрузку на 758 миллионов рублей. Рассчитываем получить его в декабре.

Чиновники задумались и о выпуске облигации на два миллиарда рублей ежегодно. По сути, власти хотят взять в долг у населения, чтобы расплатиться с государством. 

- Мы всё-таки надеемся выйти на финишную прямую по заимствованию на рынке ценных бумаг. Если ситуация будет лучше, чем на кредитном, естественно, будем занимать на этом рынке.  Это позволит структурировать долг, снизить нагрузку на бюджет с точки зрения процентов и, соответственно, высвободить  ресурсы, которые мы могли бы направить на расходы, – заявила Макарчук.

«Такие приоритеты странные»

Напомним, на минувшей сессии Народного Хурала 30 ноября депутаты рассмотрели бюджет на три ближайших года. Как уже сообщал infpol.ru, в 2018-м доходы составят 47 миллиардов 694 миллиона рублей – с учётом безвозмездных поступлений размером в 23 миллиарда, а расходы – 50 миллиардов 145 миллионов.

Как отметил в своём выступлении Зоригто Цыбикмитов, возглавляемый им комитет по бюджету, налогам и финансам провёл «значительную работу» после принятия законопроекта в первом чтении.

- Было организовано пять рабочих групп по рассмотрению проекта закона, в заседаниях этих групп приняли участие депутаты Народного Хурала, прокуратура и Счётная палата Бурятии, представители республиканских министерств и ведомств, представители муниципальных районов, специалисты комитетов и управлений Народного Хурала, – сообщил Цыбикмитов.

Затем парламентарий перечислил имена народных избранников, которые, по его мнению, приняли особенно активное участие в обсуждении главного финансового документа республики. Таковых набралось аж 16. Без замечаний, по традиции, не обошлось. Депутат от КПРФ Екатерина Цыренова трёхлетний бюджет раскритиковала. А её коллега, борец с «золотыми доплатами» Михаил Гергенов спустя несколько дней высказался по этому поводу в соцсетях – в свойственной ему эмоциональной манере.

- Что не очень хорошо в нашем бюджете на будущий год? Мы не нашли денег на выполнение своего же закона о предоставлении денежных субсидий семьям, имеющим шестерых и более детей. Почему? Оказывается, таких семей стало чересчур много и предложено выявить среди них особо нуждающиеся – у которых нет авто, больших квартир и домашней живности многоголовой. Странно, как же семья должна жить тогда? Нищенствовать? Под такие критерии попадут точно не те, кто старается, а люмпены (термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариатаприм. авт.), – заявил Гергенов. – Не даём субсидию городу на увеличение школьных обедов для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мы же, говорят, выиграли суд – не наши это полномочия, а муниципальные

Парламентарий выразил уверенность, что республика всё-таки могла бы помочь столице, ведь «детей судами не накормишь, полезнее супами». Тем более улан-удэнские власти никак не могут разобраться со своими долгами. Не нашли, по словам депутата, и средств на то, чтобы поднять зарплаты учителям малокомплектных школ – «хотя разговоров, совещаний  и обещаний была уйма». Зато элитные пенсионеры не бедствуют.

- Из-за увеличения зарплат чиновникам автоматически растут и доплаты к вип-пенсиям. Сумма может дойти до 300 миллионов рублей. Этих денег могло хватить на всех тех, про кого я писал выше, – поведал Михаил Гергенов. – Такие приоритеты странные.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях