Байкал
4522
1

«На наших глазах совершается настоящая интервенция»: Путина и Матвиенко попросили спасти Байкал от китайцев

Против иностранной «оккупации» озера выступили местные жители

Фото: bfas.ru

«Мы должны хоть раз подумать о будущем, если не хотим, чтобы нас завоевали!», – с этих слов начинается петиция, размещённая 1 декабря на сайте Change.org. Её автор – активистка Юлия Иванец – инициировала сбор подписей против скупки земель на Байкале гражданами КНР. Обращение поддержали уже более 8000 человек и с каждым часом их число увеличивается.

По словам Юлии Иванец, 10% земли в Листвянке уже принадлежит китайцам.

- Если так пойдёт и дальше, то уже лет через пять-десять старинный русский посёлок неминуемо превратится в одну из китайских провинций. Причём произойдёт это на берегу самого большого и чистого озера планеты, которым мы, россияне, гордимся и клянёмся хранить перед всем миром, – отмечает активистка. – На наших глазах совершается настоящая интервенция. Это жителям Поднебесной нужны наша вода, наш воздух, животные, деревья и травы.

«Северное море китайцев»

Все объявления о продаже участков в посёлке печатают с переводом на китайский язык. Встречаются там и листовки о «распродаже мускуса и других природных даров».

- Заполучив кусок нашей земли, эти люди относятся к ней абсолютно по-варварски. Они загоняют тяжёлую технику, срывают горы, нарушая природный ландшафт озера, которому 25 миллионов лет! Гостиницы их огромны – от края до края участка, причём основная их часть зарегистрирована под ИЖС, – говорится в петиции.  

Никаких налогов владельцы этих гостиниц, конечно же, не платят. Автор обращения обеспокоена и намерением правительства привлечь на Байкал как можно больше гостей из Китая. Речь идёт о миллионах туристов.

- Но эти миллионы навсегда загадят озеро за считанные годы. Ни в Листвянке, ни на Ольхоне нет канализации, а в других местах, таких, как Байкальск или Слюдянка, она устарела. Зачем же губить то, что ещё осталось? Дороже чистой воды в мире не будет никогда и ничего. Она и есть сама Жизнь. Потому и подтягивают сюда китайцы свои инвестиции, скупают земли, называя наше озеро-море «Большой Китайской Мечтой», – заявила  общественница.

По её словам, иностранные «гиды» во время экскурсий рассказывают о том, что Байкал лишь «временно принадлежит России и что на самом деле это Северное море китайцев, на котором раньше жили их племена». Местная администрация и жители Листвянки обращаются к депутатам и в прокуратуру. Но тщетно. Для китайцев эти заявления заканчиваются «мизерными штрафами».

«Это наша гордость»

Однако выход всё же есть. По мнению Юлии Иванец, необходим новый федеральный закон, который «сможет урегулировать права покупки и использования байкальской земли».

- Нельзя отдавать её китайцам, как бы мы с ними ни дружили, – уверена активистка.

В заключение она процитировала известного русского писателя и публициста Валентина Распутина: «Допустить мирную интервенцию – позор больше и непоправимей, чем отдать Отечество на полях битвы. Там – наша ответственность, равная со всеми. Здесь – она неизмерима. Это поле нашей деятельности, и если мы сдадим его – грош нам всем цена».

- Народ в панике! Власти бездействуют, а пока это ситуация не изменится, мы будем продолжать терять наши недра, наше достояние, будущее наших детей, – отмечается в обращении.

Его копию направили председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко и в Росприроднадзор. Кроме того, в числе адресатов значатся президент страны Владимир Путин и его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Вот какие аргументы приводят люди, поддержавшие инициативу:

- Люблю свою малую Родину, не хочу, чтобы в моём доме хозяйничали китайцы!

- Я патриот. Живу в Иркутске и тема Байкала для меня актуальна. Я переживаю за Байкал!

- Байкал – общероссийское достояние и его надо сберечь для наших потомков!

- Я против варварского невежественного отношения к уникальнейшему и ценнейшему месту нашей родины.

- Я против продажи байкальской земли китайцам! Самим нужна!

- Это наша гордость, наша, а не Китая!

На сайте Change.org несколько десятков таких комментариев. Против китайской «интервенции» выступили жители Бурятии, Иркутской области, Забайкалья и других российских регионов.

«Нам останется лишь наблюдать»

Отметим, Байкал в последние годы притягивает немало путешественников со всего мира. Среди них – и известные люди: актёры, фотографы, журналисты, телеведущие, певцы… Неудивительно, что сегодня крупнейшие туроператоры страны делают ставку именно на «жемчужину Сибири». Наряду с россиянами, европейцами, американцами и монголами, отдохнуть на озеро едут и жители Китая. После того, как певец  Ли Цзянь написал популярную в КНР песню «На берегах Байкала», многие его соотечественники мечтают увидеть озеро собственными глазами.

Вместе с тем, в СМИ всё чаще появляются статьи об «иностранной оккупации» Байкала. Тревогу из-за возросшего турпотока из Поднебесной бьют и специалисты. Больше всего от «наплыва» китайцев страдает соседняя Иркутская область, к тому же гости из-за рубежа фактически не приносят дохода в местный бюджет, а вот вред экологии наносят – и немалый.

Ещё прошлой осенью на эту проблему обратил внимание орнитолог и эколог Виталий Рябцев. Он заявил: на фоне сокращения количества туристов из Европы, США и Японии – в большинстве своём «экологически воспитанных» – на побережье Байкала наблюдается взрывной рост численности гостей из Китая, которые к природе относятся ещё более потребительски, чем россияне. Бизнесмены из Поднебесной покупают турбазы и земельные участки и создают сугубо китайскую туристическую инфраструктуру. К примеру, летом 2016-го в Хужире появилась первая китайская гостиница, причём весьма «вместительная».

Специалист высказал опасения, что вскоре туристы из КНР будут проживать на Ольхоне только в китайских гостиницах и обслуживаться только китайским персоналом, включая водителей и гидов. 

- А местным жителям останется лишь наблюдать за этим турпотоком со стороны, как и за процессом деградации природы, – подчеркнул Виталий Рябцев. 

Учёный даже предложил наложить мораторий на строительство новых турбаз и гостиничных домов на Ольхоне и ограничить возможности иностранцев владеть и заниматься туристическим бизнесом, руководствуясь опытом Таиланда.

«Потребуется изменить привычки людей»

Минувшей весной известная американская газета «The New York Times» опубликовала статью, посвящённую Байкалу. Издание назвало сортиры и китайцев главной угрозой для «жемчужины Сибири».

- Туалеты – главный предмет разговоров на озере Байкал в эти дни, по крайней мере, среди людей с экологическим сознанием, – отмечает автор публикации Нил Макфаркуар. – Годами главным воплощением зла для них был Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, располагавшийся на побережье и изрыгавший загрязнения в великолепное озеро, которое содержит примерно пятую часть пресных вод (не в виде льда) на поверхности Земли.

Однако после того как три года назад БЦБК закрылся, битва за сохранение Байкала переключилась на другие темы, пишет издание.

- Некоторые считают, что новая борьба даже сложнее: потребуется изменить повседневные привычки людей, которые издавна живут в этом удалённом уголке Сибири, а также контролировать растущий приток в основном китайских туристов, для которых озеро стало романтичным направлением для путешествий, – говорится в статье.

«Китайцы ведут обособленную деятельность»

Вскоре ситуацией озаботились и в Госдуме. Минувшим летом Михаил Щапов, который представляет интересы Иркутской области в нижней палате российского парламента, рассказал о проникновении китайских предпринимателей на территорию страны. В интервью ИА «Политика сегодня» депутат отметил, что эта проблема очень важна для сибирских и дальневосточных регионов, ведь существует множество неурегулированных вопросов, которые несут потенциальные угрозы их экономическому развитию.

В качестве примера он привёл как раз ситуацию с туристами на Байкале.

- Китайские компании часто ведут очень обособленную деятельность: туристы оплачивают туры и авиабилеты в юрисдикции Китая, живут в китайских гостиницах, сувениры покупают у китайских предпринимателей, даже гиды с ними работают китайские и никто не знает, насколько точную информацию они дают во время экскурсий, – заявил Михаил Щапов. – При этом нагрузка на туристические и природные объекты растёт, содержатся они за счёт бюджета России, которые получает очень слабую отдачу от присутствия этой категории туристов.

Если верить словам чиновников, Бурятию «иностранная оккупация» пока не коснулась.

- Эта ситуация, наверное, более характерна для Иркутской области. Если смотреть загрузку наших отелей, то китайские туристы всё равно там останавливаются. Конечно, у них есть требования: хотя бы одно посещение ресторана китайской кухни, европейского ресторана, – рассказывали в ранее существовавшем комитете по туризму при Минэкономики Бурятии.

«Ошибка в самой системе»

У представителей турсферы – свой взгляд на ситуацию. Как пояснила сайту «Тайга.Инфо» директор туристического направления группы компаний «Истлэнд» Екатерина Белезякова, дело в самой системе организации и регулировании рынка.

- Уже стало традицией обвинять китайцев в экспансии Байкала и других смертных грехах. Но я как человек, работающий в турбизнесе, не стала бы только их винить во всём этом, – рассказала она изданию. – Это происходит потому, что за последние два-три года ничего не было сделано в плане регулирования и защиты местного туристического рынка.

По словам специалиста, турбизнес из КНР «умеет зарабатывать деньги и быстро перестраиваться».

- Китайцы продолжают работать гидами, открывают компании, строят гостиницы, возят сюда туристов. Наши законы они стараются явно не нарушать, и я могу только уважать их за то, что они делают и с какой скоростью. Нам, местным игрокам, конечно, эта деятельность не очень приятна. Обвинять их можно и дальше, но, думаю, ошибка в самой системе организации и регулировании рынка, – подчеркнула Белезякова.

Только в первой половине 2017 года в рамках безвизового обмена Приангарье посетили восемь с половиной тысяч жителей Поднебесной – на 15 %  больше, чем за аналогичный период 2016-го. И это только по официальным данным. А в конце сентября  директор агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина заявила о 36 тысячах китайских туристов, что уже в три раза больше прошлогодних показателей. 

Что касается самих иркутян и приезжих из соседних регионов, они всё чаще сами организуют свой отдых и выстраивают собственные маршруты, тем более что и информации, и предложений, и ресурсов для этого сегодня достаточно, подчеркнула представитель ГК «Истлэнд»

- Стоит учитывать и высокую моторизованность населения, которая позволяет забираться в самые отдалённые уголки и приезжать на Байкал в полюбившиеся места многократно. Особенно это актуально для жителей Иркутской области и Бурятии – они же местные и все места знают, – рассказала Екатерина Белезякова.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях