Азия
9895

Одиссея забайкальских казаков и легенда о бурятской колонии в Австралии

Путь забайкальцев - с берегов Аргуни до Пятого континента

Забайкальцы у православной церкви в Австралии. Фото: Семен Бойков

Многие годы в Бурятии из уст в уста передавалась легенда об австралийской колонии наших земляков, эмигрантов времен гражданской войны. Установить точное время появления легенды сейчас сложно, но уже в 1970-х в Бурятии такие слухи циркулировали. Часто для придания легенде правдоподобности добавлялась информация о том, что некто в Австралии выписывает бурятский литературный журнал «Байкал». Многие пытались привязать к легенде историю бурятского лучника Владимира Ешеева (старшего), принимавшего участие в чемпионате мира в Канберре. Причем, делали это, не взирая на опровержения самого спортсмена.

В 1980-х рассказы с подробностями разной степенью фантастичности были известны уже многим. Легенда сумела пережить Перестройку, лихие 90-е и «нефтяные нулевые». Вплоть до 2008 года об "австралийских бурятах" сообщали даже информационные агентства. Затем наступила пора скепсиса. Люди стали задаваться вопросом, почему соотечественники с Пятого континента не выходят на связь в течение полутора десятилетий. На самом деле легенда базировалась не совсем на пустом месте, но неточности и фантазии в ней все эти годы мешали увидеть то, что лежало на поверхности, причем не очень далеко.

Уже в 1970-х осведомленные люди поговаривали, что и загадочный подписчик «Байкала», и человек, который встречался в Канберре с Владимиром Ешеевым, были русскими, забайкальцами, которые вместе с бурятами эмигрировали в Китай. Впоследствии при многократной передаче этой истории бурятские общины в Шэнэхэне и Шилинголе превратились в «австралийскую бурятскую колонию», где все «говорят по-бурятски, помнят традиции и сохраняют веру». Тем не менее, кое-что интересное для краеведов во всей этой истории безусловно было.

В 2000-х годах связи с Забайкальем восстановили потомки казаков, ушедших после гражданской войны в китайское Трехречье. В 1990-х годах КНР организовала там Эньхэ-Русскую национальную волость. Эти места находятся в том же Хулун-Буйрском округе, где проживают и шэнэхэнские буряты. Непосредственно с темой Австралии связан тот факт, что значительное количество русских оттуда в разные годы перебралось на Пятый континент. Для бурят же интерес представляет то обстоятельство, что среди них было много забайкальцев, в том числе представителей русских этнографических групп казаков, гуранов и карымов. У многих из них в предках есть буряты и эвенки. Так, ононские хамниганы во главе с родом князей Гантимуровых вполне массово принимали православие и постепенно обрусевали. Распространено мнение, что крещеные ононские хамниганы стали одной из основ гуранской общности, а крещеные буряты – карымской. Связи с Забайкальем и бурятской этнической стихией можно проследить на примерах отдельных известных деятелей русских общин в Австралии и Новой Зеландии.

Судьба семьи родившегося в Австралии протоиерея Владимира Бойкова, настоятеля Воскресенского прихода в Окленде (Новая Зеландия), сложилась можно сказать типично для той волны русской эмиграции, что уходила из Забайкалья. В 1960-х родители Владимира попали под программу переселения беженцев из Китая и обосновались в Австралии. Один из дедушек Владимира – крещеный китаец, но, по его словам, есть у него и бурятская, монгольская кровь.

Протоиерей Владимир Бойков. Фото: pravmir.ru

Другой представитель рода Бойковых – Михаил – также стал православным священником. Его сын Семен ныне является одним из самых известных энтузиастов поддержания традиций забайкальского казачества в Австралии. Рассказывая о своих предках, Семен говорит, что его прадед со стороны отца родился в с. Шоноктуй, Борзинского района Забайкальского края Российской Империи в 1916 году, а прадед со стороны матери – в казачьей пограничной станице Олочи, что расположена на берегу р. Аргунь. Бойковы, с 2000-х годов ставшие очень известными в России, являются представителями достаточно крупной общины в Австралии.

Семен Бойков рассказывает:

«В Австралии живёт много потомков забайкальских казаков. Практически это огромная забайкальская диаспора. Это связано с тем, что в 20-е годы диаспора перешагнула через Аргунь и практически целиком выехала в разное время из Забайкалья. В конце 50-х начале 60-х те же люди выехали уже в Австралию. То есть, люди жили где-то на одной улице в Борзе или в Забайкалье, потом уже в Трёхречье, а потом начали жить рядом друг с другом в Австралии. И благодаря этому сохранилась именно диаспора. Я родился и вырос в ней. У нас никогда не было организованного казачества, хотя деды всегда говорили про казаков, показывали старые фотографии, изучали традиции, культуру, но возможности создать дееспособное подразделение, которое смогло бы войти в состав Забайкальского казачьего войска со всеми уставными и прочими процессами, не было. Все знали о том, что есть выходцы из забайкальских казаков, есть документы, снимки, об этом свидетельствуют фамилии, говор, идеологические убеждение всё это есть в архивах.»

На далеком Пятом континенте потомки забайкальцев во главе с Семеном Бойковым близко к сердцу принимают современную российскую политику, некоторые активно поддерживают идею Русского мира в Донбассе, трепетно воспринимают российские флаг и гимн.

Семен Бойков приложил много усилий для организации в Австралии казачьей общины, которая под названием Посольского Австралийского отдела стала частью Забайкальского казачьего войска. В последние годы между казачьими организациями происходили разногласия и всяческие изменения статусов как организаций, так и отдельных лидеров, но это уже особая тема, которую мы пока не будем затрагивать. Важно отметить, что стараниями Семена австралийская община стала хорошо известна в Забайкальском крае, о контактах с ней периодически сообщает читинская пресса.

Участники казачьего круга в Австралии

История забайкальцев в Австралии, вне всякого сомнения, таит в себе множество других удивительных судеб, которые прессе еще предстоит выявить. Возможно и даже скорее всего, среди русскоязычных на Пятом континенте найдутся и выходцы с территории современной Бурятии.

Автор: Дорж Цыбикдоржиев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях