Авто
3862

Почему у Бурятии нет своей крупной дорожной компании и не пора ли реорганизовать Минтранс?

Республика на пустом месте теряет федеральные деньги на ремонт дорог

Фото: russianstock.ru

Обильный многодневный снегопад в эти дни сделал одинаковыми все дороги нашей республики. Скрыл многие недостатки ремонта. Но даже в такую погоду некоторые участки дорог умудрились сдавать под радостные интервью чиновников Минтранса. Но есть ли чему радоваться на самом деле? 

Напомним, что благодаря усилиям нового главы Бурятии ее включили в проект «Безопасные и качественные дороги» — БКД. Этот проект инициировал сам президент России. 

На сайте госзакупок находим следующую информацию: Минтрансом РБ в лице подведомственного учреждения ГКУ «Бурятрегионавтодор» 16 июня 2017 года заключен госконтракт № 64-р по капитальному ремонту объекта: «Подъезд от федеральной автомобильной дороги «Байкал» к г. Улан-Удэ (со стороны с. Мухоршибирь), км 0 — км 8 в Тарбагатайском районе РБ с ООО «Дорстройсервис» (зарегистрирован в Забайкальском крае) на сумму 409 711 430,0 руб. 

В переводе с чиновничьего языка, изначально, судя по контракту, все средства были запланированы из республиканского бюджета. Но, так как Бурятию включили в проект БКД, половину от этой суммы выделил федеральный бюджет. В связи с этим еще 19 июля было заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому из 409 млн рублей 204 млн рублей выделят из федерального бюджета. Таким образом, республика экономила 50% конкретно по этому объекту. Надо было соблюсти главное условие для участия в проекте БКД — завершить все работы в 2017 году. Говоря проще, все 409 млн рублей должны быть освоены в этом году. До конца года осталось три недели. И что можно вспомнить? 

Надеялись на авось

Уже в августе проезжающим мимо ремонтников специалистам было понятно, что объект не введут в эксплуатацию до конца года. Тем не менее заказчики надеялись на «авось». Потому что работы изначально выполнялись с отставанием графика. Не хватало мощностей и опыта. Качество работ также вызывало и вызывает вопросы. Пошли разговоры о том, что у «Дорстройсервиса» на субподряде работало до 10 непрофессиональных субподрядчиков. Непрофессиональных, потому что они вели все работы неорганизованно и вразнобой. Все вышеназванные причины стали основанием подозревать еще в конце октября, что работы не будут сданы до конца года. 

Не случайно заказчик 20 октября заключил дополнительное соглашение № 3 с «Дорстройсервисом». По новому соглашению лимит финансирования на 2017 год составит 279 млн рублей. Напомним, что это вместо запланированных 409 млн. Оставшуюся сумму в размере 130 млн рублей перенесли аж на 2020 год. 

Напрашивается печальный вывод: «Дорстройсервис» не успел качественно выполнить все работы, потому вместе с Минтрансом Бурятии договорился показать фактическое выполнение. А оставшиеся средства перенести на следующие годы. Удивительно, как легко Минтранс заключает допсоглашение и меняет существенные условия госконтракта. 

Дьявол в цифрах

Сложившуюся ситуацию можно метко обозначить популярной европейской поговоркой: дьявол кроется в деталях. Поговорка означает, что при реализации крупного плана ошибки в мелочах и деталях приводят к провалу. В случае с дорожными работами в Бурятии крайне важны такие детали, как цифры и условия участия в БКД. Подсчитаем вместе: по заключенным допсоглашениям софинансирование из федерального бюджета составляет 139 млн рублей вместо запланированных 204 млн. Получается, что бюджет Бурятии недополучил 65 млн рублей федеральных средств. Более того, придется дополнительно раскошелиться на эти же 65 млн уже из республиканского бюджета. Ведь достраивать все равно надо. Вероятно, поэтому 130 млн рублей из республиканского бюджета перенесли аж на 2020 год. Наносится урон и без того скудному бюджету республики. От недостроенных или плохо отремонтированных дорог страдают жители и гости республики. 

Местные дорожники говорят, что Минтрансу Бурятии не привыкать заключать дополнительные соглашения с подрядчиками и переносить средства на следующий год без каких-либо последствий для подрядчиков в виде штрафных санкций, пени, неустойки. 

Причины таких провалов, как мы уже писали ранее в статьях о дорожном ремонте, — выбор непрофессиональных подрядных организаций преимущественно из других регионов, позднее проведение торгов, слабая работа по контролю качества и сроков выполнения работ. 

Решения не выполнены

Между тем все эти вопросы поднимались летом на совещании у Алексея Цыденова. На нем присутствовал и наш автор проекта «Богатая Бурятия» Чингис Матхеев. Он одну из первых статей проекта посвятил как раз больной теме — строительству и ремонту дорог. «Союз дорожников Бурятии» в лице ее председателя Андрея Дугарова тогда прямо высказал накопившиеся годами претензии местных компаний министру транспорта республики. 

На том совещании дали указания Минтрансу Бурятии и приняли ряд важных решений. Среди них самые значимые — создание своего республиканского дорожного предприятия и проведение прозрачных торгов на объекты следующего года заранее. А именно в октябре-ноябре текущего года. 

— К сожалению, Минтрансом республики не в полном объеме проведены аукционы по объектам 2018 года. Дорожникам очень важно максимально подготовиться к новому строительному сезону. Если все продолжится, как раньше, раз в снег не дадут укладывать асфальт, то заказчики по договоренности с подрядчиками продолжат практику переноса неосвоенных средств, — с горечью поясняет председатель Союза дорожников Бурятии. — Это упущенное время, потерянные для нашего республиканского бюджета деньги и неудобства для жителей и гостей Бурятии. Развитие транспортной инфраструктуры является важным направлением в стратегии развития республики, но с такими проколами нам еще долго придется её развивать. Считаю, что это системные проблемы и их нужно было решать еще вчера. 

Комментарий Министерства транспорта 
— Бюджет республики утвержден лишь 30 ноября. А если не подтвержден лимит, то не имеешь права торговать. В декабре-январе мы проведем все торги по тем объектам, где есть проектно-сметная документация. По объектам проекта «Безопасные и качественные дороги» торги пройдут в январе 2018 года, — ответили в пресс-службе Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии. 

Предложения от местных 

В начале октября Союз дорожников Бурятии давал главе республики свои предложения по сохранению и развитию дорожного комплекса Бурятии. Выделим самые интересные. 

  1. Реорганизация существующего Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства в Министерство транспорта и дорожного хозяйства, сосредоточившись на транспортном комплексе республики. Такая организационная структура работает успешно более чем в 50-ти субъектах РФ.
  2. Создание дорожного предприятия по содержанию и ремонту региональных дорог по примеру Иркутской области. 

— Мы получили формальный ответ от Минтранса Бурятии о том, что реорганизация министерства в настоящее время нецелесообразна, созданная модель управления существует более 10 лет и зарекомендовала себя с эффективной стороны, а создание дорожного предприятия будет сопровождаться значительными расходами, — показывает ответ чиновников Андрей Дугаров. 

Между тем и в республиканском парламенте задались такими же вопросами: почему у Бурятии нет своей крупной дорожной компании, отчего торги продолжают выигрывать иногородние компании: ЗАО «Труд», «Дорожник», «Проект-Т» из Иркутской области, упомянутый выше «Дорстройсервис» из Забайкальского края. 

А 30 ноября на сессии Хурала утвердили новым зампредом по инфраструктуре Евгения Луковникова. Он тут же сообщил парламентариям неутешительные итоги нескольких своих поездок по строящимся объектам инфраструктуры в районах. Новый вице-премьер выявил риск несвоевременной сдачи объектов в эксплуатацию и объявил об этом публично. Подконтрольные новому вице-премьеру министры явно покрылись холодным потом. 

Пермский опыт

Бурятия не одинока в поиске вариантов общественного контроля за работой подрядчиков. Созданный после наших публикаций о дорожной сфере Союз дорожников Бурятии хочет применить успешный опыт Пермского края. Там уже несколько лет существует система общественного контроля за расходованием бюджетных средств и качеством дорожного ремонта. Более того, Пермский край — первый субъект России, где был принят региональный закон об общественном контроле. Этот закон пермяки приняли еще в декабре 2011 года, за несколько лет до появления Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ», принятого в 2014 году. 

Закон работает просто: при Общественной палате создана рабочая группа по общественному контролю за расходованием бюджетных средств, выделенных на ремонт дорог г. Перми и Пермского края, и качеством выполнения работ. Разработана и утверждена методика проведения данного общественного контроля. Такие общественные наблюдатели включаются в состав приёмной комиссии каждого объекта ремонта. Без их положительного заключения не подписывается ни один акт приемки дорог. 

Власти в лице краевого министерства транспорта предоставляют общественникам подробные списки планируемых к ремонту объектов. 

— С апреля 2017 года в Пермском крае в тестовом режиме начал работу интернет-портал «Управляем вместе». Наш Союз дорожников тоже разработал свой сайт, чтобы наши жители получили возможность «пожаловаться» на недобросовестных подрядчиков, узнать о том, какие дороги планируется построить и отремонтировать. Хотим по каждому объекту предоставить информацию о сумме выделенных средств, перечне проводимых работ и сроках их завершения. В планах выкладывать на сайт проектную документацию и фотографии процесса работ, — делится планами Андрей Дугаров.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях