На дворе 2002 год. 35-летняя Аюна Бадмаева едет покорять столицу России после многочисленных неудач в родном Улан-Удэ.
- Я окончила Новосибирский госуниверситет и получила специальность инженера IT-технологий, но не смогла найти работу. Состояла на бирже труда, но в компании, куда меня отправляли, требовался опыт работы. Работать надо было, и я пошла на рынок торговать фруктами, - начинает свой рассказ наша героиня.
Вскоре рынок, с его недовольными покупателями, жалующимися на высокие цены, морозом, который пробирает до костей, и мизерной зарплатой надоел молодой девушке. Она решила заняться семейным бизнесом.
- Я хорошо шью. Это у меня в генах. Бабушка и мама шили. Так я начала заниматься индивидуальным пошивом. Создавала платья, кожаные костюмы, жилетки и юбки из старого плаща, - вспоминает Аюна.
Но и это дело вскоре ей наскучило. Наслушавшись рассказов своих подруг, которые рвались покорять Москву, она собрала вещи и отправилась в столицу. Пять дней в поезде. За окнами то и дело мелькали деревенские домики, сибирская тайга и изредка городские пейзажи… Но с каждой станцией Аюна понимала, что движется в верном направлении.
- Остановилась у знакомых. Мне очень понравилась динамика города. Особенно после спящего Улан-Удэ. Очень полюбилось метро. Да-да, именно то, которое все ругают. Было очень приятно находится в толпе в час пик. Здесь надо действовать шустро. Можно до полутора часов простоять в этих переходах, а можно по стеночке, протискиваясь в толпе зевак, все это быстренько миновать. И находясь в назначенной точке, смотря на часы, чувствовать маленькую победу.
Предлагали 3000 долларов
Как только Аюна оказалась в Москве, она стремглав помчалась в ближайший киоск, чтобы купить свежий номер газеты с объявлениями. «Требуется инженер в Домодедово» - гласило одно из них. Она позвонила по указанному телефону, пришла на собеседование и вскоре получила долгожданный ответ: «Вы приняты». Однако Аюна от столь решительного предложения отказалась.
- У них девочка уходила в декрет, меня взяли. Дали две недели на раздумье. Это было так заманчиво. Мне предлагали уже на испытательном сроке 3000 долларов. По тем меркам – это огромные деньги. Но я не поверила в себя и отказалась.
Ничуть не расстроившись, улан-удэнка решила начать с простого.
- Очень многие знакомые работали тогда официантками, вот и я устроилась. Кстати, в Москве очень востребованы бурятские финансисты и бухгалтера. Не знаю почему, видимо они хорошо умеют цифры прятать и играть ими. Здесь они зарабатывают очень хорошие деньги. А у меня же было два выбора: пойти в азиатский или европейский ресторан, куда, к слову, шансов устроиться немного. Я выбрала азиатский ресторанчик на Арбате, но позже ушла в другой.
Другим рестораном оказался европейский, в котором девушке сразу понравилось.
- На собеседовании меня встретил очень импозантный мужчина лет 60-ти. Он был похож на актера Басилашвили. В общем, было несколько претендентов, и из всех он выбрал меня. В первый же день я вышла на банкет и очень старалась показать себя. Думаю, что у меня получилось. В конце вечера мне дали премиальные. Я уже не помню сколько, но таких денег в руке никогда не держала. Тогда зарплата была 13 тысяч рублей, а в азиатском всего 7 тысяч. Это были нормальные деньги для столицы. Ведь помимо них были чаевые, очень большие.
С первых же денег Аюна сняла себе двухкомнатную квартиру, недалеко от метро.
- Из Улан-Удэ со мной выехали две подруги. Они взяли кредит в банке под сумасшедшие проценты. Одна полностью рассчиталась, а вторая полгода не платила. Я же была их поручителем. Полгода я вносила минимальный платеж за вторую подругу. Долг тогда из 50 тысяч рублей вырос до 147 тысяч. Подруга по-прежнему не могла найти работу, и я за полтора месяца погасила весь долг.
Басков с охраной, а Носков с салфеткой
Новенькая официантка быстро влилась в коллектив, и вскоре сдружилась со всеми. От своих коллег она узнала много страшных историй.
- Я работала со «старичками», которые начинали с 90-х годов. Они мне рассказывали такие вещи… В ресторанах зачастую гуляли криминальные авторитеты и порой были разборки с перестрелками. Весь обслуживающий персонал тогда проходил особый инструктаж, вплоть до того, как вести себя в стычке с бандитами. Тогда было очень опасно работать в сфере услуг – в воздухе пахло смертью. Ты не знаешь, вернешься домой сегодня, или это твой последний рабочий день. Если какому-то авторитету не понравится бифштекс, он мог спокойно зайти на кухню и посадить повара на горящую плиту. Правда, некоторым девочкам в это ужасное время удавалось заработать себе на квартиры в Москве.
Слава богу, те времена давно уже в прошлом. Во время работы Аюны в ресторане, туда то и дело забегали популярные певцы и богатые чиновники.
- У нас я видела Николая Баскова. Он прямо до туалета с охраной ходил. Сейчас то проще все. Но тогда это было именно так. А однажды и я попала в ужасную ситуацию. Как-то обслуживала столик певца Николая Носкова. Я тогда еще стажировалась, и в мои функции входило менять пепельницы. Система такая: чистую пепельницу ставишь на грязную, кладешь на поднос и новую опять возвращаешь. А у некоторых была такая манера - жвачку в пепельницу класть. Вот из-за этой жвачки у меня весь пепел разлетелся по столу. А у певца тогда шли переговоры с мужчиной и женщиной. Его собеседники сразу напряглись и сидели с недовольными гримасами. Я рассыпалась в извинениях, стала все быстро убирать. Что делает Носков? Он захохотал, потом взял салфетку и начал мне помогать.
Из ателье в домработницы
Проработав полтора года в ресторане, наша героиня вновь решила сменить работу. На сей раз она отправилась в фешенебельный салон-ателье.
- Это было в 2005 году. Прогуливаясь по Москве, я увидела на двери шикарного салона объявление: «Требуется администратор». Прошла собеседование и устроилась. Там были мастера с Кузнецкого Моста, которые работали с Вячеславом Зайцевым, а модельером оказалась победительница конкурса «Серебряная игла». Это было прекрасное место! Там одевались Любовь Успенская, Вика Цыганова. А хозяйкой была жена одного очень богатого человека, который купил ей это ателье как игрушку, чтобы она не скучала.
Вскоре Аюна стала замечать, что в этой сказке далеко не все так прекрасно, как ей казалось сначала.
- Самые дорогие заказы продавцы пропускали мимо кассы. Например, ситцевый сарафанчик стоил от 6 тысяч рублей. Сумма платьев доходила до 50 тысяч. Все шилось в одном экземпляре. Хозяйка все это знала, но старалась не обращать внимания. Стыдно ей было что ли. Просто с тем коллективом она давно работала. Ее мама просила провести ревизию, но та отнекивалась.
Именно здесь героиня открыла в себе новый талант – продажи. Она умудрялась продавать даже вещи с витрины. Отметив заслуги помощницы, главный администратор попросила Аюну выходить каждый день.
- Я стала продавать еще больше, но потом меня совесть замучила. И когда начальница ушла в отпуск, ко мне обратилась мама хозяйки с просьбой сделать ревизию за семь лет. Оказалось, что одна вещь проходила и по базе и в зале несколько раз. Более 80% от продаж уходило в карман администраторов. Когда все закончила, я отчиталась. На следующий день приехала главный администратор, которая тут же меня уволила. Я попыталась поговорить с хозяйкой, но той было все равно.
Так улан-удэнка оказалась на улице без выходного пособия.
- Началась депрессия. Мне захотелось себя как-то порадовать, и я решила купить в ЦУМе настоящий парфюм. Там познакомилась с одной женщиной, разговорились, она узнала, что я играю в шахматы и предложила обучать деток. Я тут же согласилась. Уже на следующий день была в элитном районе Москвы Покровское-Стрешнево. Так начала заниматься с детьми трех-четырех лет.
К слову, у самой Аюны, несмотря на возраст, детей нет, но она их притягивала к себе как магнит.
- Детей у меня нет, но те меня полюбили. Три раза в неделю по полтора часа я преподавала. С ними особо не сюсюкалась, мои ученики меня слушались. Однажды даже один мальчик, когда его забирали родители, побежал за мной в слезах. Мама с бабушкой были в растерянности. Поздно вечером мне позвонила начальница, и я отказалась от работы. Тогда она пристроила меня домработницей.
Симпатичная буряточка с милой улыбкой, и, несмотря на возраст, хорошей фигурой устроилась в особняк к одному из высокопоставленных чиновников. Пообщавшись со своими новыми коллегами из других домов, Аюна, наверное, вполне могла бы сама снять российскую версию нашумевшего фильма «Домохозяйки», но ее мама категорически запретила ей работать прислугой.
- Твои дед с бабой батраков наоборот нанимали, а ты теперь сама батрачишь? Приезжай домой!, - сурово сказала по телефону мама.
Из домработницы в офис
Послушавшись маму, наша героиня опубликовала в Интернете свое резюме и через неделю ей позвонили.
- Меня пригласили менеджером по продажам в фирму по поставке технической ткани. Дали базу «холодных» клиентов. Это в основном отказники. Топовые предприятия же были распределены. Я взяла бизнес-справочник и начала обзвон. Заметила, что среди клиентов нет судостроительных предприятий. И я их себе забрала. Первую неделю слушала, как работают коллеги, изучала 1С. А со второй решила создать себе свой график с 8 утра до 9 вечера. В течение дня раскручивала клиентов, а после шести, когда все уходили, оставалась и все, что наработала, вбивала в базу, делала анализ и расписывала, кому, когда позвонить. Кого с днем рождения поздравить, на что «нажать» в следующем разговоре. И уже через две недели у меня была первая оплата на 500 тысяч рублей. Ювелирный завод закупил обивочную ткань. Их президент сказал, что обивочная ткань должна быть под корпоративный цвет. И наша компания на выбор подготовила образцы.
Вошедшая в азарт Аюня вскоре задалась вопросом, почему фирма не работает со странами СНГ. И решила раскрутить украинскую фирму «Антонов». Далее вышла на Белоруссию, заключила контракт на 10 миллионов рублей на ткани для министерства обороны. С этим то контрактом Аюна и ушла из компании.
Ткани для солдат, атомщиков и «Мосфильма»
В 2010 году девушка открыла свое ООО, и сидя дома начала поиски новых клиентов.
- Среди клиентов был «Мосфильм», атомная компания, выпускающая реактивные сопла, ювелирный магазин, московские театры, киностудии, радиозаводы. Но мне пришлось многим клиентам отказывать, так как я не успевала. Ведь работаю одна. Пробовала привлекать знакомых, которым делала шикарные предложения, но с ними работать не получалось.
По словам Аюны, среди ее клиентов был и улан-удэнский завод.
- Работала и с ЛВРЗ. Но Бурятию трудно раскручивать. Они в основном через Новосибирск работают.
Ее компания организовала поставку тканей для УФСИН, МВД и налоговиков.
На наш вопрос «как вам это удалось?», Аюна отвечает просто:
- Упертость – вот что нужно в себе развивать. Если хочешь чего-то добиться? Работай, много работай!
В следующем году Аюна будет отмечать 50-летний юбилей. Наша землячка, несмотря на успешный бизнес и высокие доходы решает закрыть свою фирму, чтобы опять… работать.
- Работа из дома меня очень расслабляет, мне кажется, что я начинаю деградировать. Сейчас я подумываю поехать в Китай за новыми идеями или в Италию собирать апельсины. Там уже много россиян, своя диаспора. Ведь это здорово – и поработать и попутешествовать. Я не понимаю, зачем держаться за то, что есть? Ты ни от чего не застрахован в этой жизни. Ведь чем выше ты забираешься, тем больно приходится падать. Относитесь проще к жизни.