О непростой ситуации в посёлке Таёжный, что в Селенгинском районе, уже не раз сообщали республиканские и ведущие федеральные СМИ. В 1995 году огонь уничтожил там линию электропередачи, а неизвестные срезали и похитили 30 километров проводов и сдали их на металлолом. Восстановительные работы, на которые требовалось 40 миллионов рублей, так и не провели.
Более двадцати лет назад в Таёжном в буквальном смысле наступил конец света. До поры до времени электричество подавалось в дома всего по восемь часов в день (два утром и шесть – вечером) от дизельного генератора. Да и тот периодически ломался. А потому сельчанам приходилось жечь свечи и керосиновые лампы. Добраться туда из районного центра сегодня можно только на внедорожнике. А чтобы позвонить с мобильного, сначала нужно подняться на полуторакилометровую гору.
Возвращение к цивилизации
Посёлок начал понемногу оживать после того, как в ситуацию вмешались общественники и журналисты. Накануне нового 2016-го года в Таёжный завезли две тонны дизельного топлива, так что праздник люди отметили, как и полагается – при мерцающих ёлках и с включенным телевизором. Администрация района создала штаб для стабильного снабжения домов электроэнергией, а его бывший руководитель Вячеслав Цыбикжапов взял вопрос под личный контроль. Глава поселения, в свою очередь, пообещал создать «управляшку» по содержанию и обслуживанию дизель-генераторной установки и оказывать всяческое содействие в расчёте тарифов.
Сообщалось, что дизель-генераторная установка работает в штатном режиме восемь часов в сутки. Впредь солярку пообещали поставлять по мере необходимости. Вроде как «оживили» и спутниковый таксофон, который долгое время никем не обслуживался. Он обеспечивает двустороннюю связь: «оттуда» можно дозвониться при наличии специальной карточки, «туда» – по обычному телефону.
Сломавшийся УАЗик, на котором жители ездили в посёлок и обратно, отремонтировали. На основании договора со всеми правами и обязанностями за машиной «закрепили» водителя – местного жителя Сергея Лазарева. Его же выбрали старостой посёлка. Автодорогу, построенную ещё при леспромхозе и отсыпанную щебнем, пообещали избавить от пробоин, а единственную школу – отреставрировать. Ещё тогда министерство транспорта Бурятии направило в «МРСК Сибири» письмо для выдачи решения по строительству ЛЭП. Рассматривался и альтернативный вариант – установка солнечных батарей.
Жизнь без холодильников и «золотая» вода
Спустя полгода после этих событий в Таёжном побывала съёмочная группа телекомпании «Тивиком». Местный житель Борис Матвеев рассказал: после предыдущего визита журналистов в посёлок приехали два десятка чиновников из Гусиноозёрска.
- Сказали: будем солнечные батареи ставить, столбы сейчас сделаем... Ну как обычно, наобещали, – отметил он.
Все обещания в итоге ограничились лишь завозом топлива для дизель-генератора, который по-прежнему функционировал лишь несколько часов в сутки: власти дали указание экономить топливо. Но по просьбе журналистов его ненадолго включили. Староста посёлка показал, как работает единственный таксофон. Выяснилось, что дозвониться по нему куда-то довольно проблематично из-за плохой связи.
Колодцы пересохли, а потому воду приходилось набирать из реки Темник более чем в 500 метрах от посёлка. В крайне затруднительном положении оказались одинокие женщины с детьми и пожилые люди. Вода в Таёжном оказалась на вес золота. Из-за неработающих холодильников сельчанам в жару было негде хранить еду.
«Проблема будет решаться»
На очередном правительственном брифинге 18 ноября глава Минтранса Сергей Козлов заверил: проблемы сельчан решат в ближайшее время. Он напомнил, что в ноябре в Бичурском районе запустили первую в регионе солнечную электростанцию (СЭС). Сорок тысяч фотоэлектрических модулей преобразуют энергию солнца в электрический ток. Он поступает на инверторные станции, где из постоянного превращается в переменный, а затем уходит на местную подстанцию и попадает в сеть. В рамках соглашения с группой компаний «Хевел» в Бурятии планируется построить ещё несколько таких объектов общей мощностью до 150 МВт и улучшить электроснабжение отдалённых районов за счёт автономных энергоустановок (мощностью 2,5 МВТ).
- Есть два варианта. Первый – это традиционная энергетика, строительство линии электропередачи. Заявка в «МРСК Сибири» на сегодняшний день подана. Но поскольку нагрузки очень маленькие, больше средств и затрат потребуется на обслуживание, – отметил Сергей Козлов. И второй вариант – дизель-генератор и солнечный модуль. Это дешевле, чем строительство ЛЭП. В рамках подписанного соглашения производятся расчёты. После того, как мы определимся с вариантом электроснабжения, мы эту задачу выполним.
По словам министра, определённую работу должны провести и районные власти. В частности, перед ними стоит задача выбрать управляющую компанию, которая займётся сбором денег с населения.
- Было дело, что люди не платили вообще – то есть муниципалитет просто спонсировал их, завозил дизельное топливо, чтобы обеспечить электроснабжение в посёлке, – подчеркнул глава ведомства. – Проблема будет решаться таким образом.
Стоит отметить, что с подобными идеями чиновники выступали и год назад. Тогда на крышах домов в Таёжном предложили установить солнечные батареи или же ввести тариф, по которому сельчанам пришлось бы оплачивать круглосуточную работу генератора.
- Деньги будут направляться на покупку ГСМ и заработную плату. Сейчас 500 тысяч рублей ежегодно администрация выделяет, – пояснил замглавы Селенгинского района по промышленности, инфраструктуре и ЖКХ Валентин Дакич телеканалу ОТР.
Предполагалось, что приобретать солнечные батареи будут за счёт бюджета, поскольку жителям Таёжного они не по карману. Работы там мало и из-за этого власти даже выражали опасения, что люди потихоньку распродадут дорогостоящие установки, а сами снова будут сидеть со свечами и «керосинками». Платить за работу генератора тоже согласились не все, ведь агрегаты регулярно выходят из строя.
Жители должны были решить судьбу поселения «Иройское» на сельском сходе. Им предложили три варианта. Первый – восстановить ЛЭП и построить в Таёжном трансформаторную подстанцию. Эти работы оценили в 45 миллионов рублей. Второй путь – поставить автономную гибридную электроустановку. Она состоит из солнечных батарей и дизельного генератора общей стоимостью более 16 миллионов рублей. Денег ни на то, ни на другое не оказалось. Людям предложили ещё один выход из ситуации – переезд. Но большинство сельчан от него отказались. Судя по всему, после подписания соглашения с ГК «Хевел» финансовый вопрос наконец-то решился.