медицина
1515

Пора реабилитировать реабилитацию

Почему мы тратим миллионы рублей на оздоровление в Китае, имея все свое для этого?

Известный бизнесмен, лидер Бурятского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Иринчей Матханов и главный врач клиники восточной медицины Минздрава Бурятии Баир Тугдумов недавно посетили Международную конференцию Китайской ассоциации акупунктуры и моксотерапии (иглоукалывания и прижигания).

 «В рамках конференции специалисты традиционной китайской медицины приоткрыли секреты реабилитации традиционными методами неврологических больных, а главное, детей с ДЦП», - написал Иринчей Матханов на своей странице в Facebook. Клиника традиционной китайской медицины в городе Сиань на 750 коек  - самая крупная и успешная. Мы внимательно все осмотрели. Сколько внимания и такта при работе с такими детьми! Какой ремонт, финансирование, сколько врачей со специальным образованием реабилитологов традиционной китайской медицины! В 2016 году 134 ребенка из России прошли здесь разные степени реабилитации. В России нет такого подобного центра. Наш переводчик поведала, что ее односельчане собирают на поездку одной семье в такую клинику от 700 тыс. до 1 млн  рублей. Еще лечат здесь своими растительными лекарственными препаратами. И все это ведь помогает! Есть чему поучиться по реабилитации методами традиционной медицины в клиниках Китая».

- Иринчей Эдуардович, но ведь в России и в Бурятии есть опыт своей традиционной медицины. Космонавты проходили в Бурятии реабилитацию после длительных полетов и даже хотели делать в Горячинске свой центр.

- Конечно, есть опыт и в массаже, и в фитотерапии, и в применении банок, и во многих других методах. Четыреста лет существует восточная медицина в Бурятии, написаны сотни научных современных комментариев к  древним трактатам. Есть серьезные научные традиции в этом направлении в Бурятском научном центре, у эмчи-лам Буддийской традиционной сангхи России, есть кафедра традиционной медицины на медицинском факультете БГУ. Мы равны примерно всей Европе по запасам бальнеологических ресурсов (источников, аршанов, лечебных грязей). У китайских коллег нам нужно перенимать опыт в организации этого направления, в создании таких центров  реабилитации.

-  Вы выступали на конференции?

- Да. Я оказался единственным выступившим иностранцем. Наверное, в силу того, что в Китае знают о достижениях Бурятии в сфере традиционной медицины.

- Вы проинформировали об участии в форуме только в соцсетях?

- Нет, конечно. Я рассказал о нем руководству республики, которое интересуется этой проблематикой с  точки зрения развития и здравоохранения, и экономики, и даже спорта. Минздрав и другие профильные ведомства готовят в этом направлении конкретные меры. В первую очередь организационные. Мы уже упоминали о том, что у нас проходили реабилитацию космонавты, а были еще чернобыльские дети. Важно сейчас привести все это в систему. Речь идет о создании оздровительно-реабилитационного кластера.

- Почему он так сложно создается? Мешает отсутствие инвестиций?

- Нужна для этого политическая воля. Прежде всего нашего правительства. Оно и Народный Хурал должны выходить на федеральный уровень с предложениями о создании такого кластера в Бурятии. У нас есть сложившиеся санаторно-курортные зоны в Горячинске, в Тунке, в Курумканском и Баргузинском районах. Но не везде есть необходимая инфраструктура. А для ее создания нужен официальный статус этих зон по той схеме, по которой создавались туристические зоны.

- Известно, что в республике насчитывается более 300 минеральных источников и 55 минеральных озер. В 2012 году принималась республиканская программа развития курортов до 2014 года. Общая сумма затрат на программу оценивалась в 420 млн рублей, но преимущественно из внебюджетных источников. Республиканский бюджет планировал выделить более 2 млн рублей на исследования выходов минеральных вод. Увы, похоже, толком так ничего и не было сделано.

- Увы, благими намерениями… Но все-таки документ существует. Нужна его ревизия или подготовка на его основе новой реальной программы. Безусловно, нужны разведка, освоение и охрана месторождений минеральных вод. К тому же бальнеологические исследования и заключения сейчас не представляют особой сложности, так как их методы совершенствуются и не занимают много времени. Тувинцы сейчас очень активны в этом направлении. Но наше преимущество в том, что мы далеко впереди по развитию традиционной медицины. Это позволяет формировать комплексные оздоровительные центры, которые завязаны не только на бальнеологию.   

- Вместе с тем в российское законодательство традиционную медицину пока, скажем так, не совсем признает, ограничиваясь понятием «народная».

- Да, необходимы поправки в федеральный закон «Об охране здоровья граждан РФ», так как традиционная медицина отличается от народной. Прежде всего тем, что имеет свою систему методов лечения, фармакологию, медицинские школы и так далее, а не просто обобщение неких навыков спасения от несложных хворей. Иными словами, нужно законодательно закрепить понятие традиционной медицины, отделив ее от народной и допустив ее применение как минимум для реабилитации. 

Автор: Алексей Субботин

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях