Через семь дней наступит Новый год, а уже на этой неделе стартовали корпоративные вечеринки, которыми загодя озаботились по всей республике. Ведь чтобы люди надолго запомнили праздник, на нём непременно должны быть ведущий, певцы и танцоры. Какая «звёздочка» окажется на ёлочке, зависит, в первую очередь, от праздничного бюджета. Узнать расценки бурятских артистов решил «Московский комсомолец в Бурятии».
И тут, как говорится, нашла коса на камень или бензопила «Дружба» – на гвоздь. Уж больно недоверчивый артист пошёл. Узнав о цели звонка, звёзды бурятской эстрады либо обещали выйти на связь позже (чего так и не сделали), либо сразу же давали от ворот поворот.
На вопрос: «Какова цена вашего выступления на новогоднем корпоративе?», известная певица Мэдэгма Доржиева ответила вопросом: «А каков размер вашей зарплаты?». И, услышав «20 тысяч рублей», заявила: «Мой гонорар меньше». Дулма Сунрапова сообщила: эта информация предназначается не для всех ушей, а лишь для непосредственных заказчиков. Рэпер Алихан Дзе сказал, что выступает лишь на свадьбах, а певец Валико Гаспарян считает, что интересоваться подобным не совсем этично. Только Чингис Ли (Хандажапов) признался: за 2-3 песни в центре Улан-Удэ он берёт от пяти тысяч рублей, а за шоу с танцами – от четырёх с половиной. Остальные и вовсе не удостоили реакцией.
Понять местных селебрити можно. По всей видимости, деньги лопатой с корпоративных вечеринок они не гребут и яхты-квартиры себе, любимым, на них не покупают. Это подтвердил и один из бурятских шоуменов и исполнителей, чья фамилия слишком известная, чтобы её называть.
- Могу сказать, что все нынче работают в районах Бурятии, а не в столице, где заявок практически нет, а если и есть, то оплата очень маленькая. Но иногда лучше согласиться на неё, чем сидеть без гроша в кармане, – рассказал собеседник издания.
Надо сказать, участие в подобных мероприятиях меняет свой формат. Если раньше звезды развлекали на праздничных тусовках узкий круг людей, то теперь – широкий. Обычно их «заказывают» владельцы общепитов, где «гуляют» сотрудники сразу нескольких разных организаций и предприятий, отдельные компании, а то и лица. Стандартный «набор» для ресторана или ночного клуба, помимо Деда Мороза со Снегурочкой, предполагает ди-джея, тамаду, двух вокалистов, танцевальный коллектив, и обходится примерно в 40 тысяч рублей. При этом «непоющие» ведущие стоят от 15 тысяч, а «поющие» – от 25.
Сколько стоят певцы и танцоры, трудно выяснить практически, но можно предположить теоретически. В официальном паблике бурятской музыки #buryad_music «ВКонтакте» размещена афиша новогодних праздников с указанием всех участников. Согласно ей, «Голубой огонёк» в одном из известных ресторанов города будет вести Дарима Цырендондопова, а выступать – Мэдэгма Доржиева, Тимур Болотов, группа «Пятый угол» и артисты бурятского цирка. Поскольку в предновогодние дни средний чек тут составляет 2,8 тыс. рублей по будням и 3,2 тыс. – по выходным, из которых 500 рублей предусмотрено на программу, а общая вместимость достигает 150 человек, то при 100-процентной заполняемости общий гонорарный фонд равняется 75 тыс. рублей. Если поделить их поровну на всех выступающих, получится ориентировочно по «десятке» на брата.
В другом заведении обещаны вокал от Чингиса Ли и Натальи Юргиной, иллюзионист Никита Лазарев, дене-группа «Бамбалейло», световое шоу «Магия», танцевальный дуэт «Двое» и конкурсы от Ольги Гончаровой. Цена развлекательной части здесь варьируется от 200 до 500 рублей, наполняемость зала – от 50 до 270 человек, а выручка для артистов, соответственно, от 10 до 135 тысяч рублей.
Ну а в кафе бурятской и монгольской кухни, расположенном в центре бурятской столицы, за работу ведущей Ангелины Санжиевой, лучшие песни Ринчина Дашицыренова, Сарюны Бальжинимаевой и ещё одного исполнителя, идущего «бонусом», а также за зажигательные танцы от принца Джона и группы «02» соберётся максимум 42 тысячи рублей – по 700 рублей с имеющихся 60 мест. Но если умножить даже минимальные суммы на несколько раз, получается средняя зарплата за месяц. А учитывая то, что некоторые артисты умудряются «отрабатывать» в двух местах за один вечер, им, казалось бы, и жаловаться грешно.
- Дело в том, что в этом году всерьёз не хватает денег, – пояснил источник «МК». – Многие работают по бартеру. К примеру, обменивают свои выходы на сцену на туристические путёвки за границу или какие-либо услуги. 24 декабря тот же Хандажапов выступает на корпоративе, где получит сертификат на лечение зубов.
Конкуренция на ивент-рынке растёт день ото дня, однако большинство знаменитостей не регистрируются как индивидуальные предприниматели и, следовательно, не платят налоги в государственную казну. «Их нужно поголовно проверять на соблюдение Налогового кодекса», – считает собеседник издания.