Улан-Удэ, декабрь, послеобеденное время. Подхожу к проходной ТЭЦ-1, на моих плечах висит большая черная спортивная сумка, вижу нескольких работяг с тоскливыми глазами, обсуждающих за выкуриванием дешевых сигарет свои насущные проблемы.
Прохожу мимо них на КПП, где вижу сонного молодого парня в черной форме с надписью «ОХРАНА ЧОП», это означает, что территорию и объекты ТЭЦ-1 охраняет частное охранное предприятие. Название предприятия агрессивное и должно вызывать ассоциацию с известными в стране спецподразделениями.
Охранник лениво спрашивает документы, и к кому я иду. Называю вымышленную фамилию придуманного инженера, документов у меня якобы нет. Охранник, с трудом подавляя нецензурные выражения, рвущиеся из него для связки слов, меня пропускает с уведомлением, чтобы я все-таки имел документы при себе.
Меня самого и мою большую сумку он не досматривает, потому что из всего охранного оборудования у него только черная форма и название ЧОПа.
Беспрепятственно захожу на территорию, около часа слоняюсь между корпусами, где на меня никто не обращает внимания, захожу в здания с какими-то работающими огромными агрегатами и выхожу через ту же проходную с той же сумкой. Попыток досмотра нет!
Делаю вывод, что на важнейшем городском объекте жизнеобеспечения никого не волнуют ни террористы, ни экстремисты, ни хулиганы, ни воры.
Аналогичная ситуация повторилась на ТЭЦ-2, с той лишь разницей, что у охранника на поясе болталась местами обломанная и замотанная синей изолентой резиновая дубинка. Название ЧОПа было тем же.
Прихожу домой, захожу в интернет, чтобы узнать, каким же образом должна обеспечиваться безопасность важнейших городских объектов электроэнергетики и отопления у нас в Улан-Удэ, да и по всей стране.
Оказывается, что в нашем государстве давно действуют суровые федеральные законы и постановления правительства, которые регулируют порядок и режим обеспечения антитеррористической и иной защищенности подобных объектов.
С удивлением обнаружил, что в Министерстве энергетики России предусмотрена специальная служба для охраны и обороны предприятий и организаций, обеспечивающих поступление электроэнергии, водоснабжения и отопления в дома наших сограждан, это ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, филиал которого существует и у нас, при чем с начала 2000-х годов!
Сотрудники этого предприятия централизованно обеспечиваются специальной формой, имеют все необходимые спецсредства, технические средства охраны и вооружены настоящим оружием – боевыми пистолетами и автоматами. Кроме того, в законе закреплены их полномочия по задержанию и оформлению правонарушителей, аналогичные с полномочиями сотрудников полиции. Повторяю, все это есть в Улан-Удэ!
Однако охрана огромных техноэнергетических объектов почему-то поручена ЧОПу, сотрудники которого наплевали на «террористов», «хулиганов» и «расхитителей дорогих деталей».
В частной беседе сотрудники правоохранительных органов признают, что неоднократно пытались восстановить законность в деле охраны наших ТЭЦ и обеспечить их приемлемую защищенность, однако воз и ныне там. На пути условного террориста или хитрого вора по прежнему стоит (вернее сидит на шатающемся стуле) не совсем крепкий молодой парень, и свято надеется на свою резиновую дубинку.
Имеет ли судимость такой горе-охранник, привлекался ли он к уголовной ответственности? Похоже, эти вопросы его начальство не волнуют. Понимает ли оно, что в случае террористической атаки, банального воровства или хулиганства на объектах, обеспечивающих жизнь почти полумиллионному городу, может наступить настоящая техногенная катастрофа?