бюджет
3553

Станут ли жители Бурятии жить лучше в 2018 году?

Экономический прогноз от экспертов infpol.ru

Фото: russianstock.ru

По традиции редакция «Информ Полиса» в конце уходящего года публикует экономический прогноз. На что важно обратить внимание в 2018-м, каких позитивных показателей может добиться республика и как проведут следующий год жители Бурятии, рассказали местные эксперты. 

На волне оптимизма

Виктор Беломестнов, доктор экономических наук, профессор, завкафедрой экономики, организации и управления производством ВСГУТУ: 

- Прошедший 2017 год в каком-то смысле явился для Бурятии годом накопления потенциала. Прежде всего это транспортный комплекс. Отремонтированы федеральные и региональные дороги, построены мостовые переходы, заключено соглашение о международном транспортном коридоре с Монголией и Китаем. Аэропорт «Байкал» получил возможность и допуск для обслуживания самолетов всех типов, в том числе кроссполярных маршрутов, нового собственника и намечает строительство нового аэровокзального комплекса международных воздушных линий в 2019 году. Неплохими темпами развивалось сельское хозяйство, и наступила определенная стабильность в обрабатывающем производстве. УУАЗ выполняет программу заказов. Будем надеяться, что эффективный менеджмент появится на «Улан-Удэстальмост». Промышленный парк республики выходит на заявленную программу выпуска продукции. 

Социальная инфраструктура республики хоть и замедлила темпы развития, но остается на достаточно высоком уровне. 

Что ожидает Бурятию в будущем, 2018 году? Ситуация в нашем регионе в первую очередь зависит от политической и экономической стабильности России. Дальнейшее нагнетание санкций (а речь уже заходит об отключении от международной системы межбанковских платежей), эскалация военных действий на востоке Украины, рост нестабильности сырьевых рынков могут повлиять на реализацию планов развития России и ее регионов. 

Есть и определенные внутрирегиональные факторы нестабильности. Так, наблюдаются крайне отрицательная тенденция оттока населения из республики, значительный спад предпринимательской активности малого и среднего бизнеса, рост банкротств в нем. Однако следует отметить, что эти факторы находятся в зоне управляемости государства и общества. 

Практически все секторы экономики региона имеют неплохие планы и потенциал развития в 2018 году. Это и промышленность, и туризм, и добыча природных ресурсов. Большие планы у дорожного комплекса,  социальной инфраструктуры. Сформированы они с учетом возможных рисков и вполне могут быть реализованы. 

Поводом для оптимизма можно считать смену главы региона и формирование молодой и инициативной команды государственных менеджеров, прошедших процедуру отбора и имеющих идеи по развитию региона. Будем надеяться, что эти идеи не будут спрятаны под «скатерть» текущих чиновничьих дел, а реализуются и дадут эффект для республики. 

В фазе стагнации

Татьяна Думнова, председатель комиссии по экономике и ЖКХ Общественной палаты РБ, экс-министр экономики РБ: 

- Смутные времена в экономике еще не закончились, и ожидать полной стабильности пока не стоит. В республике сложилась драматичная ситуация, при которой наблюдается стабильное падение реальных денежных доходов населения. В этом показателе учтена инфляция — та самая, супернизкая, которой гордится власть. В республике она за 11 месяцев составила 2,9%. 

Возникает вопрос: почему при такой инфляции реальные доходы населения стабильно падают? Последние 10 месяцев свидетельствуют не только о падении уровня жизни, но и об обнищании 180 тысяч человек. Причем каждый четвертый из этого числа мог бы найти работу в Бурятии. Однако парадокс заключается в том, что из общей численности безработных в 45 тысяч человек только 6 тысяч обратились на биржу труда, а на заявленные вакансии от работодателей каждое 5-е место свободно! Напрашиваются  выводы: либо низкая зарплата и тяжелые условия труда, либо все вакансии сосредоточены в Улан-Удэ, либо сохраняется недоверие к власти при поиске работы. У жителей Бурятии происходит тяжелая адаптация к новым реалиям кризиса, люди начинают хуже питаться, продажи товаров длительного пользования упали на четверть, население готовится к новому витку сжатия расходов. Большинство предприятий заканчивают 2017 год хуже своих ожиданий. Значительное число работодателей не планирует существенных трат и увеличений расходов на мотивацию сотрудников. Каждое третье предприятие Бурятии заканчивает год с убытками. Причем заметных восстановительных тенденций в экономике 2017 года не наблюдалось. 

В условиях сокращения реальных доходов населения и ограниченности бюджетных средств в 2018 году экономический рост, считаю, невозможен. Предпосылок нет. Во-первых, ограничивают восстановление экономики факторы риска на федеральном уровне. Сюда относятся  обострение внешней политической обстановки, усиление антироссийских санкций, которые начнутся уже в феврале, возможное падение цен на нефть и начало мирового кризиса, уменьшение объемов софинансирования мероприятий региональных госпрограмм. Во-вторых, усугубляют ситуацию в республике отсутствие инвестиционной активности, высокие риски, которые совершенно невозможно просчитать, и отсутствие бюджета развития. За счет вливаний со стороны федерального бюджета республиканская власть будет нивелировать потенциальные риски повышением уровня зарплат бюджетникам и активизацией инвестирования, чтобы спровоцировать повышенный спрос на товары и услуги со стороны населения, а также обеспечить вливания в реализацию госпрограмм. С другой стороны, в республике пока нет предпосылок для социальных катаклизмов и турбулентности. 

Бюджет выполнит свои обязательства перед населением: перед выборами проиндексировали пенсии, зарплаты, ожидается финансирование социальной сферы. И если в 2018 году все будет более-менее стабильно, то в 2019-м ситуация может кардинально измениться. Притом не в лучшую для населения сторону. 

Считаю, ситуация может наладиться в сравнении с прошлым годом. Однако темпы роста будут незначительными. Все мы видим, что стабильность внешних рынков, внутренних инфляционных процессов и структуры экономики пока оставляют желать лучшего. Кроме того, если правительству Бурятии удастся сохранить текущий уровень дефицита бюджета, скорее всего, рост экономики останется на уровне 2017 года. 

Республика к концу 2018 года может выйти из рецессии и войти в фазу стагнации с положительной динамикой. Значит, мы получим экономический рост низкого качества и к тому же крайне неустойчивый, который не позволит органам власти самостоятельно решать социальные задачи. А это значит, усилится зависимость республики от федерального бюджета. Бизнес и жители Бурятии могут смело вкладываться в сельское хозяйство и производство продуктов питания, новых энергоносителей, систем отопления, водоотведения и освещения. Это очень перспективная сфера, особенно для Байкальской природной территории. Мы должны переходить на них постепенно. Изменения будут касаться и самых простых бытовых вещей, и услуг, которые будут востребованы на нашем потребительском рынке. Соответственно, будет задействован сегмент малого бизнеса. 

Жителям Бурятии не стоит брать на себя слишком высокие кредитные риски. А также самое время попросить должников вернуть долги. 

К сожалению, последние маневры властей с налогами демонстрируют неизбежность увеличения налогового бремени, а деятельность правительства после выборов может быть сосредоточена на фискальных проблемах и поддержании бюджетной стабильности. Поэтому  меры, направленные на улучшение социально-экономической ситуации в стране, по-прежнему носят фрагментарный характер и вряд ли приведут к перелому общей тенденции в 2018 году. 

Учимся жить в «новой реальности»

Андрей Ринчино, кандидат экономических наук, доцент БГУ: 

- Несколько лет подряд мы наблюдали увеличение безработицы, снижение реальных доходов у значительной части населения, радикальное сокращение объемов жилищного строительства и т.д. Изменилась поведенческая модель: люди стали меньше тратить, меньше занимать у банков. Резко взмыли вверх цифры заболеваемости и смертности. Люди осознали «новую реальность» и учатся с этим жить. Таким образом, можно констатировать, в 2018 году мы увидим хрупкие ростки экономического роста. 

Депрессия в нашей республике носит перманентный всеобъемлющий характер: по большому счету, из кризиса мы не выходим уже третий десяток лет. Соответственно, радикально изменить ситуацию и построить за три-четыре года «суперреспублику» новая команда управленцев пока не в силах. Однако очень важно, чтобы в сложный для республики период ее руководители были на виду. Они должны чаще обращаться к народу, знать его реальные нужды и чаяния, интенсивно реагировать на запросы общества. Также было бы справедливым, чтобы болезненные меры экономии, вроде сокращения необоснованных доплат и премий, руководители Бурятии начали с себя. 

В 2018 году от предпринимателей потребуются, прежде всего, ответственность и осмотрительность. Нельзя работать, как на пожаре, без заранее продуманного плана действий, без какой-то последовательной линии. Необходимо придерживаться стратегии «не потеряй». 

Следует обратить внимание на сотрудничество с государством, исполнение госзаказов. Минэкономики РФ собирается объявить 2018 год годом предпринимательства. Скорее всего, после выборов президента РФ будет расширен перечень программ поддержки для предприятий МСБ, объем льготного кредитования через сеть банков системообразующих партнеров (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и др.). Также планируется единовременное списание задолженности предпринимателей по налоговым платежам и страховым взносам. Возможно, будет объявлена амнистия по экономическим преступлениям, «прощение» владельцев самовольно построенных бизнесом объектов, удлинение надзорных каникул для малого бизнеса. 

На недавнем партийном съезде «ЕР» объявили  о выделении 300 млрд рублей на повышение зарплат некоторых категорий бюджетников в 2018 году. Эта мера коснется 1,5 млн человек. Также планируется повышение зарплат на госслужбе, в армии, МВД и МЧС. Будет увеличен МРОТ до 9489 рублей. 

Вместе с тем относительные цифры повышения незначительны – всего 4–5%, что значительно ниже роста цен за последние годы. Это означает заморозку реальных доходов у значительной части населения. 

В сфере экономики необходимо обратить внимание на следующие вещи: 

  1. Развитие кооперации. На мой взгляд, нам нужно обратиться к международному опыту в области использования коллективных ценностей социума. Такая форма организации труда исторически близка нашему менталитету. Именно совместный труд позволил выстроить мощнейшую индустрию СССР и выиграть войну.
  2. Стимулировать жилищное и социально-бытовое строительство через создание региональной ипотечной компании, развитие ЖСК, максимальное упрощение вопросов землеотвода. Строительство – отрасль экономики, обладающая большим мультипликативным эффектом (каждый рубль инвестиций в строительство приносит 4–5 рублей смежным отраслям экономики).
  3. Развитие экономики знаний и экспорт образования.
  4. Строительство инфраструктуры, реиндустриализация (экономическая политика, направленная на плановое восстановление отдельных секторов и видов производств). 

В числе худших

Алдар Бадмаев, кандидат экономических наук, руководитель консалтинговой компании «Макон»: 

- Финансовый кризис проявляется в спаде производства, продолжающемся износе основных средств, в том числе в энергоснабжении, ЖКХ, сокращении расходов на социальную сферу. Ведь если у нас все так хорошо, как говорят чиновники, то зачем резать расходы на образование, науку, здравоохранение. Почему мы не можем найти средства на поддержку малоимущих семей, детское питание в школах? 

Цены на продукты первой необходимости будут повышаться. Это связано с ростом базисных издержек, таких как тарифы на электроэнергию, ЖКХ, топливо. А они постоянно растут по факту. И это хорошо видно по ценникам в магазинах.

Спад общемировой экономики несколько нивелируется за счет Китая, ряда других государств, где темп роста держится выше 6%. Но в целом мир стоит на месте. Зато Россия, несмотря на все заверения властей, падает с темпом примерно 2-3%. То есть номинально у нас рост, но если из него вычесть инфляцию, то падение составит даже больше - 5-6% в год. И это вполне корреллирует с данными Центробанка РФ, который на основе уровня инфляции держит уровень своей ключевой ставки, составляющей сейчас 7,75% годовых. Мы же находимся в числе худших регионов России.

Предпринимателям лучше обратить внимание на управление издержками, финансовый менеджмент и, конечно, на стратегический маркетинг. Нужно искать новые рынки сбыта своей продукции, ведь признаков оживления экономики Бурятии нет. Сейчас нужно не бояться конкуренции. Есть много примеров, тот же «Абсолют», группа «БИН» («Николаевский»), ТД «Барис», компания «Снежный барс» и другие наши предприятия смело идут в соседние регионы и страны, отвоевывая свои ниши у местных, российских и даже международных конкурентов. Именно там нужно искать спрос, потенциальных покупателей.

Если зарплата жителей Бурятии и пойдет вверх, то не в следующем году. И то при условии старта структурообразующих проектов, которые будут увеличивать региональное производство. Гигантские бюджетные «стройки века» тут не в счет. Нужно создавать не на словах, а на деле новые рабочие места в республике. И не нужно будет нашим согражданам ехать в Москву или Южную Корею на заработки.

Номинальный рост экономики Бурятии можно легко обеспечить за счет бюджетных проектов, краткосрочных инвестиционных проектов, не имеющих своим продолжением роста всей экономики в целом. Мы, таким образом, лишь расходуем на разовые цели средства, которые могли бы потратить на создание отраслеобразующих производств, точек роста республиканской экономики. Только путем создания вертикально-интегрированных цепочек производства высококонкурентной на мировом рынке продукции мы сможем создать локомотивы роста нашей экономики. И это нам вполне под силам. 

Выбраны направления

Юрий Кравцов, известный экономист, экс-гендиректор Улан-Удэнского авиационного завода, консультант промышленных предприятий: 

- «У корабля, который не знает куда плыть, никогда не будет попутного ветра». И мы в Бурятии с начала следующего года не знаем куда плыть. Стратегия, разработанная при Вячеславе Наговицыне, куда-то тихонько исчезла. А новую еще не разрабатывают. Хотя глава республики уже заложил определенные направления, которые связаны с длительным сроком реализации. Отметим следующие направления: это перестройка всей системы энергетики Бурятии, развитие сельского хозяйства и промышленного сектора. 

Для населения ситуация кардинально не изменится. Могу посоветовать семьям, которые накопили средства покупать жилье именно сейчас, так как ожидается рост цен на квартиры. К тому же нам обещают годовую ставку по ипотеке в размере 5%. Что положительно скажется не только на атмосфере в отдельно взятой семье, но и на экономике в целом. 

Несмотря на то, что в 2017 году мы устойчиво разместились на дне рецессии, считаю, что уходящий год для Бурятии стал крайне позитивным. Изменения пришли с избранием нового главы республики, создания новой политической элиты. Поэтому надеемся, что 2018 год станет еще лучше.

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях