Департамент социологии и политологии финансового университета при правительстве России опубликовал рейтинг регионов страны по социально-экономическим и потребительским настроениям населения.
Эксперты оценили готовность жителей тратить деньги на питание вне дома, крупную бытовую технику, недвижимость и машины, готовность делать вклады и т. д. Для расчёта индекса так называемого «экономического оптимизма» респондентам задали несколько вопросов – удовлетворены ли они своей жизнью, уверены ли в завтрашнем дне, заняты ли поиском нового места работы и, наконец, собираются ли в ближайший месяц пополнить накопления или взять кредит.
Как показал опрос, в январе самым оптимистичным регионом страны стала Карелия, где индекс «экономического оптимизма» составил 4,5 балла. Это значит, что экономическое настроение жителей региона по сравнению с предыдущим месяцем улучшилось. Также в десятке «оптимистов» – Ямало-Ненецкий автономный округ (3,2), Якутия (3,1), Чечня (3), Севастополь (2,2), Иркутская область (1,8), Крым (1,1), Бурятия (1), Ханты-Мансийский автономный округ (0,9) и Мурманская область (0,8).
А вот у жителей Архангельской области (-12), Чувашской республике (-9,1), Брянской области (-6,4), Приморском крае (-6,3), Волгоградской (-5,8), Владимирской (-5,4), Саратовской (-5,3) Калининградской (-5,2), Оренбургской (-5) и Смоленской областях (-4,8) оптимизма в январе заметно поубавилось.
В целом по стране индекс экономических настроений за месяц снизился с 4,4 пунктов до «минус» 2,5. Такое «падение» эксперты объясняют заметным снижением доходов. Кроме того, у жителей страны резко выросла готовность мигрировать в поисках лучшей жизни (по некоторым регионам – в полтора-два раза). Увеличилось число безработных. Люди стали реже ходить в кафе и рестораны. Снизилась финансовая активность – то есть готовность пополнять имеющиеся накопления, приобретать новые инвестиционные инструменты или брать кредиты. Число тех, кто озабочен колебаниями курса рубля к доллару, всего за месяц возросло в полтора раза.
В то же время наши соотечественники охотнее приобретают крупную бытовую технику и автотранспорт. Произошёл резкий всплеск интереса к покупке недвижимости. По мнению авторов исследования, это связано с падением цен на жильё.
- В определённой степени рост потребительской активности – результат «скачков» курса рубля к доллару – они в очередной раз показали населению риски увеличения стоимости импорта, что и подстегнуло желание тратить заработанные деньги, а не откладывать их на будущее, – отмечают авторы исследования.
При этом многие респонденты отметили, что стали чувствовать себя безопаснее и не чувствуют угрозы, когда, например, идут по улице поздно вечером в своём районе.