Накануне «Известия» сообщили, что вице-премьер Ольга Голодец поручила министру труда Максиму Топилину рассмотреть предложение о запрете пользоваться социальными сетями в рабочее время.
- Глава социального блока правительства также распорядилась обсудить этот вопрос с Федерацией независимых профсоюзов России, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Общественной палатой, – пишет издание.
Напомним, с инициативой ограничить онлайн-общение на работе выступила в январе Общественная палата России. Как сообщило тогда информагентство ТАСС, письмо с соответствующим предложением председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак направил вице-премьеру Ольге Голодец.
«Нарушение трудовых отношений»
В документе отмечается, что в России понятие трудовой дисциплины воспринимается весьма условно.
- Всем известны ситуации демонстрационного постоянного частного общения работников в чатах или увлечённого активного участия в компьютерных играх, что является очевидным нарушением трудовых отношений, – цитирует обращение ТАСС.
При этом подчёркивается, что в рамках существующего правового поля привлечь работников к ответственности за использование технических средств и средств коммуникации, предоставленных работодателем, бывает «проблематично».
Тотальный контроль
Автор инициативы ссылается на опыт Европы, где 12 января 2016 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге принял постановление по делу Brbulescu против Румынии. Согласно ему, работодатель имеет право знать, чем занимается его сотрудник в рабочее время, в том числе осуществлять контроль за личной перепиской и мониторить «иные личные коммуникации».
Представитель Общественной палаты предложил разработать законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс России, который устанавливает дополнительные требования к работникам по соблюдению трудовой дисциплины. Согласно эти правкам, вести личную переписку и разговоры и использовать технические средства, «предоставленные работодателем», в иных личных целях категорически запрещается. Если сотрудник нарушит эти условия, то работодатель может даже разорвать с ним трудовой договор.
«Без проблем решают эти вопросы»
В пресс-службе Министерства труда информацию о поручении Голодец подтвердили. Однако отметили, что вносить изменения, предложенные членом Общественной палаты, в трудовое законодательноство не планируется.
- Всё уже прописано в Трудовом кодексе. Подобные вопросы могут регулироваться коллективным договором, локальными нормативными актами, например правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями, – сообщили в пресс-службе Минтруда. – Поскольку обращений по этому поводу не поступает, делаем вывод, что работодатели и работники без проблем решают эти вопросы в рамках действующего законодательства. На каких сигналах основывается мнение автора инициативы, нам неизвестно.
«Работодатель может сам принимать решения»
По поводу «запрета» соцсетей высказался и советник президента по Интернету Герман Клименко.
- Мне кажется, режим труда всегда определялся предприятием. Где курить. Сколько и какие перерывы, когда обед. Не очень понимаю, зачем государству вмешиваться в отношения коммерческих компаний и соцсетей. Но, возможно, я не знаю всех нюансов законодательства, – цитируют Клименко «Известия».
Управляющий директор управления рынка труда и социального партнёрства Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Марина Москвина считает действующие нормы законодательства достаточными.
- Я поддерживаю позицию Минтруда. Трудовым кодексом отрегулированы все вопросы, связанные с дисциплиной работника на рабочем месте. Работодатель сам может принимать решения, что запрещать, а что нет. Естественно, в рамках закона. В принципе никакого дополнительного регулирования не требуется. Мы посоветуемся со своими работодателями и членскими организациями и выясним, как они к этому относятся, – пообещала она.
В Общественной палате «Известиям» сообщили, что инициатива Владимира Слепака носит исключительно личный характер и не является мнением руководства.
«Есть более важные вопросы»
А вот что думает об инициативе Слепака его коллега – председатель Общественной палаты Бурятии Владимир Прокопьев.
- Возможно, этот вопрос в какой-то степени требует обсуждения, но есть другие, более важные проблемы, которые нужно ставить во главу угла, – рассказал Владимир Прокопьев infpol.ru. – Поэтому я не совсем понимаю своего коллегу. Сегодня на федеральном уровне поднимают не те темы, которые на самом деле волнуют общество.
Вне зоны доступа
К слову, недавно специалисты службы исследований HeadHunter решили выяснить, как часто сотрудники улан-удэнских компаний отвлекаются на общение в Интернете.
Оказалось, что у 31% работающих горожан доступ к социальным сетям и так заблокирован работодателем. Чаще всего в этом признаются представители банковской сферы и производства. А вот полной «интернет-свободой» могут похвастаться только журналисты и менеджеры высшего звена.
Большинство опрошенных жителей бурятской столицы (56%) выходят в социальные сети с помощью рабочих компьютеров, чтобы почитать новости, пообщаться с друзьями или послушать музыку. Для многих это возможность отвлечься от работы и отдохнуть. А каждый десятый участник опроса отметил, что социальные сети нужны ему для работы.
- Интересно, что из общего числа соискателей на hh.ru в Улан-Удэ – а их набралось 41 995 – есть только 16 резюме, где в качестве ключевого навыка кандидата указана работа в социальных сетях. Большинство из них – маркетологи и специалисты IT, – комментирует результаты исследования руководитель пресс-службы HeadHunter по Сибири Елана Таращук.