Самое удивительное, что имя давно без всякой рекламы превратилось в бренд еще в советские времена, когда и не знали таких слов, как пиар.
«Не растет трава без корней», - гласит древняя народная мудрость. Мир тканей, ниток и фурнитуры окружал маленькую Зою с рождения. Оглядываясь на свое детство, она считает, что дар мастерицы ей передался от бабушки.
- О ней говорили, что она все умела делать, могла сшить и обувь, и одежду, и шапки. Мой дар от нее. Я училась шить еще на ручной маленькой машинке. В 4-м классе я уже сшила себе свое первое платье, чтобы поехать в нем в лагерь, – улыбается воспоминаниям ныне заслуженный художник-модельер Республики Бурятия, лауреат многих международных и национальных конкурсов и фестивалей Зоя Дамбиева.
Школьница из маленького бурятского села для поступления писала письма, искала вузы с общежитиями для иногородних. Но тогда такие условия предоставлял только Ленинградский техникум легкой промышленности. Зато знания и навыки конструктора-модельера одежды он давал своим студентам такие, что могли позавидовать выпускники текстильных вузов.
- У меня к тому же был большой опыт практики, в отличие от моих однокурсников. Я успела поработать в комбинате бытового обслуживания в Селендуме. Поэтому вместо практического шитья я могла совершать экскурсии по Ленинграду, – рассказывает о студенчестве модельер.
Неудивительно, что из культурной столицы страны приехала выпускница достойная стать главным художником-модельером Улан-Удэ. То, как тогда работала индустрия моды в советской Бурятии, – тема отдельной исторической статьи.
Звездные клиенты
Трудовая биография нашей героини могла бы повторить судьбу сотен обычных дизайнеров одежды. Если бы не особый дар, за который Зою Дамбиеву не хотели отпускать из Читы, куда она переехала с мужем на время его учебы. В этом характер настоящей восточной женщины, для которой при всей творческой натуре на первом месте семья.
- Чтобы получить высшее образование, я училась в ВСТИ. Ездила на сессии из Читы. Пока однажды, глядя на тоскующего без меня маленького сына, не решила, что семья важнее. Так и осталась с неоконченным высшим образованием на четвертом курсе. И не жалею об этом, – говорит счастливая мама, бабушка и даже прабабушка Зоя Базаржаповна.
Не жалели об образовании своего портного и постоянные клиенты Дамбиевой. Среди них – могущественная директор «Тонкосуконной мануфактуры» Клавдия Альцман. Она даже соглашалась ждать, пока Зоя Дамбиева приедет к ней на примерки из Читы, чем шить у других. Неудивительно, что Альцман порекомендовала своего модельера не менее звездному клиенту – жене министра авиационной промышленности СССР.
Ирина Пантаева, слева
- Я никогда не рассказывала о том, что летаю в Москву обшивать столь высокую клиентку. Сейчас смешно слышать разговоры о Рублевке и элитных домах. Я уже и в советское время была в доме Косыгина и в дачном поселке, что сейчас именуют Рублевка, – смеется Зоя Базаржаповна.
Для нее это действительно мало что значило. Для других своих клиентов в Улан-Удэ и Чите Зоя Дамбиева оставалась такой же невероятно скромной и даже застенчивой. Первый раз как художник-модельер она представила свое творение на большом для нее тогда подиуме Омска в конце семидесятых.
Эксперименты на тканях
Клавдия Павловна Альцман сыграла в жизни модельера судьбоносную роль. Сама в прошлом ткачиха, Альцман сразу увидела в молодом дизайнере, как она умеет использовать рисунок, форму, сочетание оттенков тканей, чтобы получить невероятной красоты разные модели одежды. Признак настоящего мастера. И самый элегантный директор промышленного гиганта ТСК пригласила Зою Дамбиеву на работу. Для этого даже предоставила квартиру и помещение под ателье.
- Это был смелый эксперимент, – признается сейчас Зоя Базаржаповна. - Я начинала с маленькой комнаты в цехе, с нуля закупала нитки и машины. Наша главная задача была экспериментировать на тканях улан-удэнской «Тонкосуконной мануфактуры».
И она экспериментировала так, что порой комиссия по приему тканей меняла решение.
- Часто бывало, что они сначала отвергнут новую ткань. А посмотрят ее на сшитой вещи и одобрят выпуск, – вспоминает модельер годы работы на ТСК.
Она скромно умалчивает о том, что каждая ее коллекция вызывала удивление и восхищение. И о том, что она фактически задала новый тренд в моде Бурятии.
Основатель этномоды
Это сегодня модный тренд – одежда на основе традиционного национального костюма. Сейчас трудно поверить, что в годы застоя жители Бурятии копили деньги, чтобы купить обычные джинсы на барахолке. Историки моды утверждают, что стиль этно стал популярен с 1976 года благодаря Ив Сен-Лорану. Он первый из мировых дизайнеров вводил в моду то китайские элементы, то марокканские мотивы. Но примерно в эти же годы тогда известная только в Улан-Удэ модельер Зоя Дамбиева начала вводить в одежду национальные элементы. Национальная одежда, как и бурятский язык, отмененный в школах, в 70 – 80-е годы ассоциировалась с деревенщиной и отсталостью.
- Мы забывали о своей культуре и о своем национальном костюме. А ведь они не менее красивы и оригинальны. И потом мне было скучно работать только с пальтовым драпом ТСК. Так в расширенном цехе я начала придумывать модели стилизованных костюмов и платьев, – просто объясняет дизайнер зарождение ею нового тренда в республике – одежды в бурятском стиле.
Сложность такой этномоды в том, что традиционные элементы народного костюма трудно поддаются современным способам кроя и драпировки. Еще был риск, что не каждая, даже самая смелая модница рискнет носить такую необычную одежду. Но реальность превзошла все ожидания. Улан-Удэ стали украшать девушки и женщины в оригинальных пальто от Зои Дамбиевой. Сарафанное радио сразу сделало это имя брендом. С ней работали тогда начинающие модели Ирина Пантаева, Руслана Прокопьева, Аюна Раднаева, Ольга Итыгилова.
Один психолог объяснила любовь улан-удэнских модниц к одежде от Зои Дамбиевой потребностью ощутить свои культурные корни в век глобализации.
- Я просто устала от безликой одежды. Пусть и трижды модной и дорогой. Не хватало идентичности, которую я получала в одежде от Зои Базаржаповны, – вспоминает одна журналистка.
Нарядам от бурятского кутюрье рукоплескали дважды в Италии и Китае, Бельгии и Франции. В Монголии наш модельер - самый желанный член жюри после победы на международном конкурсе моды «Гоел-2010».
В свободном плавании
С ликвидацией ТСК Зоя Базаржаповна лишилась не только работы, но и помещения. Но творческий человек умеет превратить минус в плюс. Зато открыв в 2004 году свой личный салон моды, она ощутила полную свободу творчества.
- Я была счастлива, что могу теперь сама выбирать любые ткани и фурнитуру – показывает свои материалы для творчества модельер.
Неудивительно, что в 2013 году именно она победила на международном конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» и завоевала золотые ножницы с бриллиантом. С ней конкурировали 60 участников из Швейцарии, Литвы, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана и 20 регионов России.
Вместо постскриптума...
В свои 65 лет наша героиня, подобно своей легендарной коллеге Коко Шанель, полна новых идей. Мечтает об открытии тематического бутика и шоу-рума. Даже подумывает об открытии интернет-магазина. Ее мини-цех способен создать коллекции, которые раскупят за несколько дней. Секрет успеха остался все тот же. Шить одежду, которая украшает любого человека. Одежду от Зои Дамбиевой можно будет надеть и через десять лет. Все модели выполнены в единственном экземпляре. Ценное качество подобной одежды в том, что она залог неповторимости и своеобразия. Она вне времени еще и потому, что все вещи Зоя Базаржаповна создает только из натуральных тканей.
- Я закупаю итальянские ткани в Москве: джерси, букле, жаккард, креп, кружево, хлопок, органзу, вискозу... Пусть это дороже, но этот случай, когда экономить не стоит. Такие ткани не скатываются, не растягиваются, не линяют, – объясняет свои предпочтения в сырье модельер.
При этом среди ее клиентов далеко не модельные девушки.
- Каждая может найти у нас «свой» наряд. Потому что мы же не просто придумываем и шьем одежду. Мы делаем наших клиентов красивыми, – говорит Зоя Базаржаповна, показывая нам готовые изделия.
г. Улан-Удэ, ул. Тобольская, 151
Тел.: +7 (3012) 42-53-22, 8-924-650-65-55