Печальный опыт 2015 года, когда на Бурятию обрушились все природные катаклизмы, научил нас готовиться к неблагоприятным природным и метеорологическим явлениям заранее. Общественники, волонтеры, экологи, профильные министерства и ведомства, депутаты собрались за одним столом на совещании у главы республики, чтобы вместе выработать консолидированное решение. Предваряя совещание, Вячеслав Наговицын подчеркнул, что природно-климатических угроз на Байкальской природной территории много.
- Метеорологи ничего хорошего нам не сулят, - отметил глава республики. - Мы должны объединиться и противопоставить природной стихии силу людей, минимизировать последствия лесных и торфяных пожаров, которые так или иначе будут, должны защитить лес от незаконного проникновения. Нам необходимо выработать комплекс мер и консолидированную позицию своего поведения в 2016 году.
Когда сантиметр имеет значение
Ендон Гармаев, директор БИП СО РАН, говоря о маловодье Байкала, отметил, что это явление циклично.
- Сейчас мы находимся в затянувшейся фазе маловодья. Она была и 300 лет назад, в XVI и XVII веках. Раз в несколько лет такой период бывает, потом возвращается к средним значениям. Но мы можем наблюдать и то, что с 1998 года идет убывание приточности по реке Селенге. Наполнение озера во многом зависит от приточности именно Селенги. Велика вероятность продолжения маловодья в 2016 году, но и нельзя исключать большие паводки, - заметил Ендон Гармаев.
Обращаясь к истории постановлений правительства РФ, решающих судьбу озера, ученый предложил:
- Предлагаемые в проекте максимальное и минимальное значения уровня воды в озере Байкал в период средней водности (457 и 456 м) уточнить в тексте до сантиметров, иначе можно трактовать по-разному. В этом деле важны показатели вплоть до сантиметра.
Жизнь на птичьих правах
Дискуссии разгорелись, когда речь зашла о нашумевшем распоряжении правительства России, которое фактически делает невозможной жизнь тысяч жителей прибрежных населенных пунктов и запрещает любую хозяйственную деятельность. Уже сегодня жители поселков столкнулись с трудностями при оформлении земельных участков в собственность. Общественница Галина Арсеньева, жительница села Усть-Баргузин, эмоционально поведала:
- У нас Росреестр выдал 275 отказов в регистрации права, но в Иркутской области таких прецедентов нет. Почему один закон в регионах трактуется по-разному?
Сергей Шапхаев, руководитель общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу», отметил, что водоохранная зона не имеет никакого отношения к узаконению земельных участков, а также высказал мнение оставить прибрежно-защитную полосу в 200 метров.
- Даже за этими 200 метрами следить сложно, не то что за 500 метрами. Вы посмотрите, что сегодня происходит в Горячинске – машины выезжают прямо на берег! - эмоционально отметил Шапхаев.
Глава республики подчеркнул, что тут нужно рассматривать разные варианты.
- С этим казусом также будут разбираться, но уже на федеральном уровне. Еще один момент, который будет пролоббирован: установление новой зоны на Байкале - зоны природного наследия. Если она будет введена, то, по словам экспертов, у Бурятии проблем явно поубавится, - сказал руководитель региона.
К пожарам готовы?
Действие пресловутого постановления напрямую влияет и на ход тушения пожаров. Не за горами пожароопасный сезон, и Вячеслав Наговицын призвал присутствующих координировать усилия и делать выводы из прошлогоднего опыта.
Запрет на проведение сплошных рубок и перевод защитных лесов в земли иных категорий в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории не позволяют строительство объектов жизнеобеспечения населения, проведение лесоустроительных, санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий в лесу. Ряд лесных поселков оказались на лесных землях, что ставит их существование вне закона.
Подводя итоги совещания, все были солидарны в том, что путей защиты Байкальской природной территории несколько и их необходимо использовать в полную мощь, ведь, как справедливо заключил Вячеслав Наговицын, Байкал – это мировое наследие.