Хамболама
10002

Такими мы их еще не видели: «Дембельский» альбом известных мужчин Бурятии

Ко Дню защитника Отечества мы подобрали армейские фото и воспоминания, в которых с трудом можно узнать героев нашего времени

Фото из личного архива героев материала

Отечество и вера

Напомним, что после назначения министром обороны Сергея Шойгу ряд зарубежных и российских СМИ задались вопросом: может ли представитель самой миролюбивой религии занимать такой пост? Священнослужители и буддологи поясняли, что сам исторический четвертый Будда Шакьямуни был из касты знатных воинов – кшатриев. Хотя для буддиста главная война - это война против своих внутренних врагов. Для Хамбо ламы Дамбы Аюшеева служба в армии – это в прямом смысле долг родине.

- У каждого есть карма, которую нужно воспринимать как долг, - объясняет он. - Каждый должен своим родителям, семье, народу, стране. Все понимают, что такое долг перед родителями, это забота о них в старости. Не все понимают свой долг родине – месту, где родился. На родимую землю, какой бы она ни была, нужно возвращать свой пот, слёзы и кровь. И не нужно хвалить человека, который что-то делает для родины – это его обязанность. И, наконец, долг своей стране мужчина должен отдать как защитник.

Не случайно в последние годы сангха России стоит за возрождение «Эрын гурбан наадан» - национальных видов спорта. Только с ними кочевники могли стать народом воинов.

- За борьбой стоит наш покровитель, который наделен физической силой и является защитником. И поэтому культ защитника – сильного человека - всегда должен быть приподнят. Национальная борьба как раз этому способствует. Стрельба из лука - за ней стоит покровитель, воплотивший в себе ум, знание и мудрость. Умный человек – это меткий человек. И люди-интеллектуалы должны уважать стрельбу из лука, – объясняет иерарх. - Ну а скачки – это душа моего народа. За ними стоит покровитель, воплотивший сострадание. Для любого бурята, монгола отношение к скачкам – это жизнь. Душа человека, который соприкасается с этим прекрасным животным, должна петь.

Будущий Хамбо лама в звании сержанта служил и санинструктором, и химиком.

- В основном был замначальника караула и разводящим. «Учебку» прошел на санинструктора в Борзе, затем был химический батальон на станции Шерловая и танковый полк в Сретенске, - вспоминает Хамбо лама.

На вопрос, остались ли боевые навыки, наш собеседник ответил кратко:

- В случае атомной войны химики выживут!

Митрополит-десантник

Митрополит Владыко Савватий (в миру Сергей Геннадьевич Антонов) родился в Чебоксарах в семье священника. Некоторое время молодой человек решал: пойти ли по пути отца или же остаться светским человеком и сделать успешную карьеру. С 1986 по 1988 год служил в десантных войсках в Приморье. После армии Сергей Антонов все-таки решил прийти к Богу. И сейчас по выправке и прекрасной физической форме в нем виден защитник Отечества.

Вячеслав Наговицын на военных сборах

По закону глава республики в случае ЧС является главнокомандующим по гражданской обороне населения. Вячеслав Владимирович в армии не служил, но в годы учебы проходил службу на военной кафедре. Учился он на машиностроительном факультете политехнического института в Томске в 1970-е годы.

«Старался, как мог»

Солбон Лыгденов призвался в армию в 1989 году в Улан-Удэ Железнодорожным РВК.

- После того как нашу команду трое суток промурыжили с проверками в приемнике, меня прямиком заслали в Казахстан, на ст. Сары-Шаган Джезказганской области, в закрытый некогда военный городок Приозерск. Таких городков с таким же названием по стране было много. «Учебка» длилась полгода. Учили нас на операторов-высотомеров П-15. Хотя я этот аппарат видел один раз издали. В основном служил по своей специальности - оформлял новые казармы, - говорит режиссер.

Тем не менее через год Солбону присвоили звание сержанта и назначили старшиной первой роты РТВ.

- Было круто, конечно, стать старшиной целой роты, когда в подчинении 150 солдат и сержантов, все хозяйство и прочее. Но, с другой стороны, это огромная ответственность. Одним словом, старался, как мог, - вспоминает режиссер.

Родители Солбона получили благодарственное письмо.

- Оставалось «сто дней до приказа», когда случился путч, и мы не на шутку перепугались. Думали, что нас оставят на военном положении. Некоторые наши сержанты были ветеранами Афганистана. А тут наших молодых забирали на Кавказ. Было страшно, не скрою. И все же в октябре в звании старшины меня уволили из рядов ВС в нулевой команде за хорошую службу! А вообще два года пролетели отлично. Нашел много друзей. До сих встречаемся и переписываемся. Слава богу, есть интернет. Мне лично в армии повезло – я провел два года с абсолютной пользой для себя: тренировки каждый день, постоянное чтение и саморазвитие. Никогда раньше так много не читал. И, конечно же, постоянно рисовал. Вспоминаю армию с теплотой! – говорит Солбон Лыгденов.

В постоянных командировках

Худрук театра кукол «Үльгэр», заслуженный деятель искусств РБ Эрдэни Жалцанов в армию призвался в ноябре 1988 года.

- Полгода провел в «учебке» в «Ленинском» танковом полку 52410 под Читой. Напротив, через плац, был так называемый «Брежневский» полк. Там стоял бюст Брежнева. Говорят, якобы он посещал полк. На самом деле это байки. В нашем полку учили командиров танка Т-72, - вспоминает худрук.

После «учебки» Эрдэни оказался в Чите, в ансамбле песни и пляски ЗабВО.

- География наших командировок была очень широкая. Моим командиром был Саян Манжигеев. После того как он уволился, меня назначили замкомвзвода. Однажды мы оказались в Москве на гастролях, жили в расположении, то есть в казарме роты почетного караула. Это та рота, которая встречает всех высоких особ у трапа вместе с президентом РФ, тогда еще СССР. С самого раннего утра и до позднего вечера ребята стояли на плацу вытянутые по струнке. Все одного роста, светловолосые блондины, - рассказывает Эрдэни.

Во время службы будущий художественный руководитель побывал в Кантемировской, Таманской дивизиях, в штабе армии, в Тамбовских ВДВ.

- Вот там мы, бедные солдаты ЗабВО, впервые увидели, как питаются солдаты элитных дивизий. В столовой они стояли в очереди с подносами, как в обычной министерской столовой. Тут же рядом сидели офицеры высших чинов вплоть до генералов! - восклицает Эрдэни.

Потом судьба забросила Эрдэни в Даурию, где до государственной границы СССР было всего 700 метров.

- Там быт наших солдат намного отличался от быта столичных. Но зато в родном ЗабВО казалось все роднее и ближе. Службу я окончил в Иркутской области на станции Зима в звании сержанта, - подытожил Эрдэни Жалцанов.

Женился в армии

Первый замминистра строительства и модернизации ЖКК РБ Евгений Коркин службу проходил в Амурской области в зенитно-ракетной гвардии в звании старшины в 1987 - 1989 годах.

- Однажды ко мне приехала моя девушка из Улан-Удэ. Встречались мы давно, еще с 7-го класса. И мы решили пожениться прямо в армии. У командира отпросился в ЗАГС, поэтому на свадебных фотографиях я не в костюме, а в военной форме, - смеясь, вспоминает Евгений Коркин.

Страшно скучал по дому

Режиссер-постановщик Бурятского театра драмы Саян Жамбалов в армии служил после окончания Ленинградского театрального института.

- Попал на Дровяную, что находится в Улётовском районе Читинской области. Был декабрь. Везли нас 80 км на крытом «Урале». У одного из новобранцев от холода началась истерика. Он кричал и на полном ходу машины, расстегнув ширинку, мочился на асфальт. Это был 1988 год. Начались волнения на Кавказе. В полк «для охлаждения пыла» привезли 100 грузин, 50 армян, 100 азербайджанцев и нескольких абхазцев. Было «весело». Особенно «радовались» сержанты и старшины. Никто им не подчинялся. Потом было землетрясение в Армении, и всех армян увезли, - вспоминает Саян Цыдыпович.

Как признается режиссер, он сильно скучал по дому.

- Помню, как впервые рано утром вышли из расположения полка для посещения бани. В морозном воздухе от нашего дыхания стоял густой туман. Шла вся батарея - 400 человек. Вдруг я увидел точно такую же четырехэтажку, в которой мы с Эрженой и дочкой жили до армии. Точно такой же дом, такое же окно на 4-м этаже, такие же жёлтые шторы на окнах! Изнутри пробивался слабый свет. Точно так же мы ночью не гасили свет, чтобы вставать и успокаивать плачущую Сойжину. Я шёл в плотном строю и смотрел на это окно. Внутри защемило. Хотелось плакать. Я вспомнил нашу комнатку. Там были моя жена и дочь. Там было тепло... Я шёл в строю. Было холодно. Потом окно, где горел свет, исчезло из виду. После, в казарме, долго вспоминал это окно – маленький кусочек счастья и тепла, - вспоминает Саян.

В армии он писал стихи. Как-то Саян отправил Эржене свою фотографию и приложил написанное им стихотворение. Жена пожалела его и решила навестить.

- Эржена была в ярко-жёлтом красивом плаще. Когда мы проходили мимо казармы, кто-то крикнул: «Жамбалов с женой идёт!». Все бросились к окнам, шумно обсуждали меня и жену. Подошёл к окну и сержант Лукьянчиков, посмотрел на Эржену, идущую летящей походкой, отошёл от окна, молча сплюнул и процедил сквозь зубы: «Красивая!». Всегда с теплотой в душе вспоминаю свою службу в армии, своего сержанта, первый поход в баню, свет в окне и Эржену в весеннем жёлтом плаще, - говорит Саян Жамбалов.

Поблажек не делали

Руководитель Роспотребнадзора по Бурятии Сергей Ханхареев военному делу обучался на военной кафедре Иркутского государственного медицинского института. После окончания 5-го курса студенты санитарно-гигиенического факультета находились во время военных сборов в летних лагерях.

- Обучение военному делу проходило в реальных условиях боевой части. Нас загрузили в переполненный вагон, привезли на станцию Харанор в Читинской области, в расположение артиллерийского полка. Этот полк легендарный, знаменит участием в войне с Японией и в Великой Отечественной войне. У меня даже фото сохранилось, где мы с ребятами стоим возле пушки времен войны, - вспоминает главный санврач.

Как говорит Сергей Степанович, поблажек им, студентам, не делали и взысканиями «награждали» за малейшее нарушение. Командиры были очень строгие.

- Ежедневные пробежки, утренняя зарядка, строгий режим и солдатское меню сделали свое дело - многие из нас вернулись со сборов заметно окрепшими и похудевшими. Еще бы, пятикилометровые марш-броски по сопкам и горам в полной выкладке: общевойсковой защитный костюм, противогаз, автомат. И это в тридцатиградусную жару! Помню, бежим мы с товарищами, жарко, устали, стреляем из автоматов, а одно из условий - вытащить с поля боя раненых. И обязательно невысокие, небольшого веса, килограммов по 60, должны были «спасать» больших. Вот и тащили мы одногруппника весом в 120 килограммов, - говорит Сергей Ханхареев.

Частые сборы

Председатель Избирательной комиссии Республики Бурятия Дмитрий Ивайловский на военных сборах в общей сложности провел более полугода.

- Окончил я Иркутский политехнический институт, там была военная кафедра. Получил воинское звание лейтенанта-инженера. Сейчас я майор запаса, - говорит Дмитрий Александрович.

После военной кафедры в 1972 году Дмитрий проходил сборы на ст. Дивизионная. По их окончании сдал экзамены и получил звание лейтенанта-механика. Следующие сборы прошел в 1975 году, длились они 20 дней.

- После института пошел работать на авиазавод. Предприятие гарантировало своим работникам отсрочку от армии. В 1976 году сборы длились 11 дней, в 1981-м – 60 дней, в 1985-м – 30 дней, в 1989-м – 60 дней. Завершил курсы я в Новосибирском высшем военно-политическом общевойсковом училище им. 6-летия Великого Октября, - рассказал Дмитрий Ивайловский.

Депутат и скромный инженер-метеоролог

Депутат Госдумы от Бурятии Михаил Слипенчук попал в армию после окончания университета.

- Служил я два года (1987 - 1989) в авиации ПВО ВС СССР в городе Хабаровске на так называемом в народе «большом аэродроме» инженером-синоптиком, то есть отвечал за прогноз метеоусловий по всему маршруту вылетов. Начинал службу лейтенантом, уволился старшим лейтенантом, – вспоминает депутат. - В прошлом году, уже будучи депутатом Государственной Думы ФС РФ, прошёл дополнительно военные сборы, и мне было присвоено очередное воинское звание - капитан, но уже ВС РФ. Кроме того, в прошлом году окончил курсы повышения квалификации при Академии Генерального штаба ВС РФ. Мне как выпускнику Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, колыбели свободной мысли и широкого мировоззрения, первые полгода служить было достаточно сложно, но именно армия научила меня многому, в том числе субординации. Она научила меня умению приказывать. Когда человек приказывает, он берет на себя ответственность за человека, которому отдает приказ. То есть прежде чем научиться приказывать, надо научиться подчиняться. Армия научила меня подчиняться. Это был большой внутренний опыт и стержень, который потом помог в жизни, в том числе руководить компанией «Метрополь». Расскажу несколько историй из опыта своей службы. В самом начале моей военной карьеры мне приказали по тревоге подготовить карты погоды для военных учений и срочно доставить их в штаб полка. В моём распоряжении на дежурстве был боец, которого я моментально отправил с аэродрома в часть. Парень, не поняв важности момента, неторопливо нёс эти карты вместо положенных пяти минут - двадцать. Мой начальник получил взыскание от командира полка за медлительность выполнения приказа, так как эти карты были необходимы для планирования всей военной операции. В свою очередь, нагоняй получил и я. Чтобы в следующий раз быстрее думал и доставлял информацию, мне приказали бежать кросс вокруг аэродрома. Это я запомнил на всю жизнь, и теперь, когда кому-то даю поручение, всегда отмечаю, в какие сроки необходимо его выполнить.

Вторая запоминающаяся история была с другим бойцом. Он был с высшим образованием и всего на год младше меня, мастер спорта по дзюдо, под два метра ростом, но не получил военного образования и поэтому служил рядовым. Однажды было объявлено штормовое предупреждение, во время которого боец должен был снимать показания метеоприборов каждые пятнадцать минут. Я понадеялся на него, но утром во время внеплановой проверки выяснилось, что данных нет и что я, соответственно, нарушил инструкцию. Меня отругали. Я, в свою очередь, отругал бойца и спросил его в сердцах: «Ну и что же ты собираешься теперь делать?». «Ну что делать, что делать... Будем теперь добрые дела делать», – ответил он и начал заниматься ремонтом техники.

Случались порой и опасные ситуации. Питание нам привозили на диспетчерский пункт, который находился непосредственно посреди аэродрома. Солдаты накрывали на стол и говорили: «Товарищи, идите чифанить». Я сначала думал, что «чифанить» слово ругательное и пришло из лагерей Сахалина. Но впоследствии, когда стал больше уделять внимания международным отношениям, узнал, что «чифанить» - это от китайских слов «чши фан», т.е. вкушать пищу. Так вот, однажды мы так «чифанили» и садился транспортный самолёт. У него подломилась передняя стойка шасси, он слетел с полосы и стал двигаться в нашем направлении. Надо было видеть наши лица, когда на нас мчался неуправляемый самолёт. Но он остановился буквально в 30 метрах от нас. Потом для исключения подобных случаев вокруг нас сделали большую насыпь.

Из армии – в кино

Самый известный кавээнщик и один из главных героев фильма «Буузы» Чимит Жамьянов отдал долг родине в Бурятии, в городе Кяхте.

В армию молодой человек отправился почти сразу с университетской скамьи. Чимит служил в 37-й отдельной гвардейской мотострелковой бригаде, однако как человек творческий и в армии не мог обойтись без сцены. Участвовал в капустниках и даже прошел отборочный тур конкурса патриотической песни. Сейчас Чимит Жамьянов – рядовой запаса.

Автор: Лариса Ситник

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях