Вечером 22 февраля к ФСК невозможно было подъехать. Огромное количество машин и выходивших из них людей в праздничных одеждах вызывали удивление проезжающих.
- Это на хори буряадай Сагаалган столько народу пришло, – изумлялись таксисты.
Внутри тоже было не протолкнуться. К сожалению, администрация ФСК не предусмотрела такого наплыва в гардеробной. Особенно тяжело пришлось пожилым зрителям, долго стоявшим с верхней одеждой в руках. Испорченное таким началом настроение с лихвой возместилось праздничным концертом. Почти две тысячи зрителей заняли все центральные трибуны и часть боковых трибун.
- Не зря хори – самое большое бурятское племя! – невольно думалось при взгляде на огромное количество зрителей в этот день, ощутивших себя единым народом.
Действительно, этот праздник выполнил свою главную миссию - уйти от географического разделения по районам, понять свою общность. Этому способствовала продуманная до мелочей режиссура от руководителя театра «Байкал» Жаргала Жалсанова. Открывавший праздник танец небесных дев-лебедей заставил задуматься о происхождении знаменитой пушкинской сказки о царе Салтане с 33 богатырями и царевной-лебедью. Когда начали торжественно выносить знамена 11 родов, хотелось встать. Некоторые пожилые зрители комментировали вынос знамен:
- Жена - небесная дева-лебедь, конечно, объединяющая верой легенда. На самом деле у Хоридой-мэргэна было три жены. Баргуджин-Гоа, дочь Баргудай-мэргэна, Шаралдай и Нагаадай. От Баргуджин-Гоа единственная дочь - Алан-Гоа, родившаяся в Ариг Усе. Она и есть праматерь золотого рода Чингисхана, – с гордостью рассказывал один пенсионер другу. – Поэтому хори как ханские нагасанар по-особому отмечали год коня - год рождения своего великого родственника. В этот год, один раз в 12 лет, они имели привилегию посещать с высоким визитом ставки монгольских ханов в Ханбалыке (Пекин), Каракоруме и Урге.
Знамена вынесли в порядке старшинства. От второй жены сыновья: Галзут, Хуасай, Хубдут, Шарайт и Гучид. От третьей - Харгана, Худай, Бодонгут, Хальбан, Батанай, Саган.
Удивительно, что, несмотря на многовековые скитания по чужим странам и принятие буддизма, именно у хори родовая структура сохранилась лучше, чем у других племен. На сцену выходили главы сельских районов и землячеств. Уже по их названиям видна обширная география проживания хори-бурят. Еще в 1703 году Петр I закрепил в вечное владение хори кочевья по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Хилку, Ане, Кудуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям. В 1749 году указом хоринцам разрешалось жить и кочевать по любым удобным для них землям на юг от Байкала до монгольской границы. При размежевании китайско-монгольских и российских земель в 1727 году отделились агинские буряты восьми хори родов. Они кочевали по рекам Ингода и Чита, Улунга, Тура, берегам Аги и Онона и по рекам и ручьям вблизи их. Историки отмечают, что хори были самыми зажиточными среди остальных бурятских племен. Об их бесчисленных табунах лошадей, стадах овец, коров, караванах верблюдов ходили легенды. Если западный бурят имел до 500 голов скота, то являл собой там пример огромного богатства. У богатого хори-бурята количество скота могло достигать 1000 верблюдов, 4000 лошадей, от 2000 до 3000 коров, не говоря уже об овцах – 8000 голов. Скот пасли круглый год на подножном корму. Запасались сеном только те, кто обладал меньшим количеством живности.
«До этого и даже в настоящее время хоринские буряты постоянно занимались стрельбой из лука. Они заставляли все мужское население в возрасте старше 13 - 14 лет изготавливать луки и устраивали, начиная с малого возраста, упражнения по стрельбе в цель и по стрельбе с коня. В зимнее и осеннее время они всегда собирались во множестве и устраивали облавы на антилоп и волков, – писал в конце XIX века летописец Тугулдур Тобоев. - Когда впервые были поставлены пограничные вехи между Китаем и Россией, люди обеих сторон во множестве соединились и устраивали взаимные грабежи и занимались угоном скота. По такой причине, в опасение этого, они впервые сочли необходимым не предавать забвению упражнения в стрельбе и обучать тех, кто этому не обучен, что и вошло в правило».
Нынешний праздник начался с состязания в разбивании кости. Под одобрительный гул вместе с молодыми добровольцами на сцену вышел спикер Народного Хурала Цырен Доржиев. И он, к восторгу зрителей, разбил кость с одного удара. Примечательно, что ведущие вечера все время говорили на родном языке, даже когда на сцену для поздравлений вызывались главы Мухоршибирского, Бичурского и Заиграевского районов. Они, как семейские, выросшие рядом с бурятами, явно понимали, о чем идет речь. Только вызвало недоумение, что от имени глав сельских районов слово предоставили только руководителю Мухоршибирского района. Не было глав Курумканского, Баргузинского, Ольхонского и Качугского районов, где проживают роды галзууд. Зато зрители заново открыли для себя любимых артистов республики. В этот вечер каждого из них объявляли по принадлежности к роду. Бадма-Ханда Аюшеева исполнила неофициальный гимн хори-бурят – песню о загадочной стране Наян Наваа. Дух единения витал над собравшимися и после концерта.