Уже два года как в составе БЛК работают японские инвесторы. О первых результатах сотрудничества и не только журналу «Итоги» рассказал операционный директор — первый заместитель генерального директора компании Алексей Володченко
— Алексей Алексеевич, на фоне спада экономики Бурятии Байкальская лесная компания держится уверенно, увеличивая обороты и удерживая лидерские позиции в своей отрасли. Повлиял ли на вас экономический кризис?
— ЗАО «Байкальская лесная компания» имеет 26 летний опыт работы на мировом рынке лесоматериалов. На сегодня мы являемся крупнейшим в республике производителем и экспортером лесопродукции. Ильинский ДОК — один из самых современных деревообрабатывающих комбинатов, поставляющих конкурентную продукцию в Азию и Европу, на Ближний Восток и в Северную Африку.
Мировой экономический кризис не мог не затронуть самым существенным образом российскую лесную отрасль и лесопромышленный комплекс нашего региона, и наше предприятие в частности. Среди основных последствий кризиса — сокращение рынков сбыта, как зарубежных, так и внутренних, падение цен на основные виды лесной продукции, замораживание инвестиционных проектов.
— Тем не менее после вхождения японской компании Mitsui в капитал БЛК для предприятия открылись новые возможности. Чего конкретно удалось добиться по итогам 2015 года?
— Минувший год был для нас знаменателен тем, что это уже второй год совместной работы с японскими акционерами и инвесторами. Приход японских инвесторов прежде всего оздоровил финансовое состояние компании. Средства пошли исключительно на развитие компании — основные активы, пополнение оборотных средств. Собственно, с приходом Mitsui появилась новая точка отсчета нашего бизнеса. Одновременно стали меняться система менеджмента, а также структурные внутрикорпоративные взаимодействия, управление персоналом. Все это так или иначе привело к увеличению объемов производства, выручки, оборота денежных средств, созданию новых рабочих мест, повышению зарплат. Это придало уверенности компании. Главное, что наши сотрудники поверили в свое будущее.
Мы купили новые лесозаготовительные комплексы, бульдозеры, грейдер, автоприцепы, провели ремонт речных переправ (понтонов), построили новые мосты для движения лесовозов. Отремонтировали единственную в Бурятии паромную переправу через Селенгу, которая пропускает большегрузную технику. Очень много занимались строительством лесных дорог и создали широкую сеть в нашей арендной базе. Добились кратных успехов в лесозаготовке, вывозке и переработке древесины.
Также провели 1 й этап модернизации цеха глубокой переработки древесины. Далее в 2016 году мы планируем ее продолжить и начать выпускать продукты деревообработки с более высокой добавленной стоимостью, в том числе для строительного комплекса Бурятии и России.
Приказом Минпромторга от 1 июня 2015 года за № 1361 компания внесена в «Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли» в РФ.
— Известно, что Байкальская лесная компания ведет к тому же социально ответственный бизнес. Расскажите об этом подробнее.
— Для нашей республики в первую очередь мы приносим налоги и создаем современные рабочие места, даем работу также и подрядчикам на различных услугах для БЛК. Мы платим «белую» зарплату и, соответственно, все налоги в полной мере. В 2015 году наша компания выплатила около 140 млн рублей в бюджетную систему и внебюджетные фонды. Также мы занимаемся строительством и содержанием дорог (в основном это лесные), которыми пользуются в том числе и жители Бурятии. Мы постоянно оказываем финансовую и материальную помощь муниципальным, образовательным, религиозным и общественным организациям как поселка Ильинка, так и Прибайкальского района и Республики Бурятия. Мы являемся надежным поставщиком сырья и партнером для Селенгинского ЦКК, который, в свою очередь, является градо-образующим предприятием для города Селенгинска.
— Каким образом контролируются выбросы в атмосферу вредных промышленных отходов в ходе работы БЛК?
— В выбросах всего предприятия преобладают малоопасные вещества (4 й класс опасности). Их доля в общем объеме составляет около 87,53%. Доля выбросов умеренно опасных веществ (3 й класс опасности) составляет около 11,63%.
Ежегодный максимальный объем изъятия древесины, согласно договорам аренды лесных участков, — 1 млн 77 тысяч куб.м в год. Объем освоения расчетной лесосеки сейчас составляет не более 30%, и это связано с достаточно низкой ликвидностью древесины на определенных арендованных лесных участках. Мы работаем с Агентством лесного хозяйства по этому вопросу и намерены исправить ситуацию. Лесозаготовительное производство осуществляется по скандинавской сортиментной технологии, с применением самой современной колесной техники. Это приводит к процессу смены поколений деревьев, сходному с естественным. С 2012 года проводится комплексная сертификация всех направлений деятельности в соответствии с требованиями программы внедрения лесной сертификации по схеме лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council®).
Необходимо отметить, что мы оказываем активную поддержку агентству лесного хозяйства Бурятии. Во время пожаров 2015 года БЛК всеми средствами помогала тушить огонь, в том числе и вне территорий аренды. Техника и люди предоставлялись по каждому звонку из агентства. Это, на мой взгляд, лучшее подтверждение тому, что мы беспокоимся о сохранности природы Бурятии.
ЗАО «Байкальская лесная компания» — международная российско-японская компания, крупнейший в Бурятии производитель и экспортер высококачественной лесопродукции
Абэ Рё, исполнительный и финансовый директор ЗАО «Байкальская лесная компания»:
— В России очень много ресурсов, начиная с нефти, газа, золота, угля. Но именно лесное хозяйство является для японцев очень ценным. Конечно, в Японии много небоскребов. Но где-то 60–70% жителей Японии предпочитают строить свой дом. И для этих домов необходима сосна. Так что рынок стабильный. БЛК имеет большой потенциал. Качество сосны в Бурятии хорошее. И доставлять продукцию из Бурятии недалеко, по сравнению, например, с Иркутском.