Напомним, встреча Вячеслава Наговицына с главой государства Владимиром Путиным состоялась 4 марта. Они обсудили социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в республике. «Год, как ни странно, был удачным», - сообщил глава Бурятии президенту и рассказал об успехах республики в разных сферах. После этого в новостях федеральных каналов стали рассказывать о том, что «в Бурятии бум розничной торговли из-за безвизового режима с Монголией».
Впрочем, в ходе диалога была поднята «больная» для республики тема выравнивания энерготарифов с Иркутской областью. Путин просьбу Наговицына поддержал и уже дал соответствующее поручение правительству России.
По данным «Коммерсантъ» Вячеслав Наговицын также попросил у Путина разрешения на досрочное переизбрание, как и глава Тувы. А на днях издание опубликовало материал под названием «Первостатейная. Как Бурятия всех догнала и перегнала по всем статьям». Приводим полный текст публикации.
«В четверг президент России Владимир Путин встретился с главой Бурятии Вячеславом Наговицыным, который доложил президенту массу интересных подробностей о том, как Бурятия благодаря монголам вырвалась в лидеры отечественного рынка. С подробностями — специальный корреспондент "Ъ" Андрей Колесников.
Встреча с главой Бурятии внесла большое оживление в череду будничных (по праздникам их не бывает) встреч президента с главами регионов.
Глава Бурятии, во-первых, признался, что 2015 год был для республики, "как ни странно, удачным". То есть Вячеслав Наговицын решил бросить дерзкий вызов не только всем остальным регионам страны, но и самой стране как таковой, а также лично Владимиру Путину.
— Мы хорошо сработали,— гнул он свою неприятную линию,— индекс промышленного производства составил 102,3%! Хорошо сработала обрабатывающая отрасль! Транспортники сработали! Мы выпустили большое количество вертолетов! Все на экспорт ушло в основном, поэтому выручка очень хорошая!
Пора было ему уж и остановиться, конечно, и начать рассказывать о недостатках, но разве можно было:
— Лесники сработали, дали 32% темпов роста! — бил и бил Вячеслав Наговицын в одну точку, и это была точка роста.— Мы заключили соглашение с фирмой Mitsui, и они обеспечили нам товаропроводящую сеть!
А кто еще, хотелось спросить, заключил такое соглашение с фирмой Mitsui? Правильно, никто!
— Да по сути все, что мы произвели в прошлом году, отправили на экспорт! — Вячеслав Наговицын уже совершенно отказывался взять себя в руки.
Но вдруг он, кажется, опомнился. И в самом деле, нельзя же так открыто противопоставлять себя коллективу.
— Немножко, конечно, подкачали селяне,— вздохнул он, но, видимо, только для того, чтобы набрать побольше воздуха.— Но вы знаете, у нас засуха была страшнейшая! Хочу от всех селян высказать слова глубокой благодарности, мы в этом же году... — он сейчас просто захлебывался в своей благодарности, и слова шли далеко вперед его идеи, а она была, и тут-то стало ясно, что на самом деле и недостатки Вячеслава Наговицына (то есть самой Бурятии) являются продолжением его достоинства.— Такое редко бывает: засуха в 2015 году — и в 2015 году, уже в ноябре, мы получили деньги!.. Смогли корма приобрести и закончили год без потерь по поголовью! Сохранили все маточное поголовье, закупили корма, семена закупили под этот год, поэтому я думаю, что нормально войдем!
Последнее утверждение пусть останется на совести Вячеслава Наговицына.
— Безвизовый режим с Монголией!.. — вдруг воскликнул глава Бурятии (а потому что как бы не забыть! — А. К.). — Тоже не могу не сказать большое спасибо! В ноябре 2014 года подписали соглашение, у нас на сегодняшний день туристический поток растет очень сильно! В прошлом году, в декабре, у нас на пункте пропуска до 3 тыс. машин в сутки пропускали, а до этого было до 300 автомобилей всего лишь... Десятикратное повышение!
Захотелось в Бурятию. Туда, на границу с Монголией, поближе к пункту пропуска, чтобы туда-сюда, туда-сюда... Хотелось быть в тренде.
— Конечно, это под Новый год,— признал глава Бурятии,— но вообще мы сейчас наблюдаем такую тенденцию: монголы приезжают к нам, отовариваются, закупаются!
Ну точно: Москва в этом смысле очень сильно отстает от Бурятии.
— Розница у нас выросла,— глава Бурятии продолжал стремительно отвоевывать у коллег строчку за строчкой в рейтинге губернаторов.— Мы, как ни странно, заняли первое место по розничной торговле в Российской Федерации благодаря всем этим явлениям! Граница открыта, люди приезжают, берут!
Ему это было все-таки странно. Потому что в новинку. Но теперь придется привыкать, и не только ему, и всем, и прежде всего монголам, которые не должны, не имеют теперь права подвести Вячеслава Наговицына перед его коллегами из, например, Подмосковья. И так теперь и будет: станут приезжать и брать. Как делали это когда-то очень давно, вместе с татарами...
Но и Бурятия при этом не осиротеет:
— Но у нас не стало меньше товаров! — предупредил он президента.— Цены не подскочили, поэтому мы считаем, что все нормально идет: раньше мы ездили, покупали, сейчас они к нам ездят, покупают!
Так, если кто еще не понял, незаметно Бурятия и вырвалась в лидеры российского рынка, и если монголы не подведут, то и не отдаст своего лидерства. Причем она в лидерах не только по монголам:
— По детским садикам мы хотя и закончили программу, выполнили все по концу года, но для нас она не кончается! — заверил Вячеслав Наговицын.— Потому что, как вы понимаете, сегодня количество детишек, которые в садик идут, больше, чем из садика выпускается, и нам строить надо будет каждый год!
А вот это был уже неприятный сюрприз. Как это: в Бурятии каждый день из детского сада возвращается меньше детишек, чем утром уходят в него? Да глава Бурятии еще и добавил:
— То есть ситуация достаточно стабильная...
Значит, у них это давно.
На заметку Павлу Астахову.
Эх, если бы не это... Сидел бы я уже в поезде на Бурятию.
А так-то, по уму, надо все эти поезда срочно отменять».