«Привычка к нищете» – статью под таким названием опубликовала интернет-газета «Lenta.ru». Как сообщает издание со ссылкой на данные Министерства труда России, в прошлом году число россиян, живущих за чертой бедности, увеличилось на 3 миллиона и достигло 19 миллионов человек. Большинство из них – это семьи с детьми.
- Социологи и экономисты говорят, что самое опасное в бедности – привыкание. В среднем человек адаптируется к ней за пять лет. Многие социально уязвимые уже смирились, но у «новых бедных» ещё есть шанс, – отмечает «Lenta.ru».
«Нуждаемся в постельном белье»
Автор публикации изучил обращения, которые жители разных российских регионов отправляют в благотворительные фонды и оставляют на интернет-форумах и попросил экспертов оценить обстановку. Одно из этих писем в московскую организацию «Созидание», которая оказывает помощь взрослым и детям, направила семья из Бурятии.
- У дочки одна ножка короче другой, очень нужен аппарат. А у нас нет возможности его приобрести. Я узнавала, у нас он стоит 6000 рублей, и если я их отдам, то мы будем сидеть голодными целый месяц. Ещё очень нуждаемся в постельном белье, дешёвое покупаем, а оно красит и после первой стирки рвётся... Маша моя часто болеет. Я ищу работу на дому, но ничего не получается, – говорится в письме.
Как отмечает директор благотворительного фонда «Созидание» Елена Смирнова, количество подопечных растёт в зависимости от региона. Но кризис как таковой многие просто не заметили.
- Они и раньше плохо жили. Даже не жили, а выживали, – подчёркивает Смирнова.
«Одеть детей не могу»
Очень много писем приходит в фонд и из сельской местности. Подтверждение тому – письмо жительницы Забайкалья Натальи Е.
- В нашем селе трудно устроиться на работу, так как рабочих мест нет. Как матери-одиночке детское пособие на ребенка у нас – 399 рублей. Денег не хватает ни одеть ребенка, ни накормить, ни купить игрушку. В моём гардеробе имеются одни-единственные джинсы и юбка. Я просто не могу тратить деньги на себя, – пишет она.
Подопечные организации, как правило, просят постельное бельё, школьные принадлежности, обувь, а также вещи первой необходимости – куртки, штаны.
- Я никогда не сижу без дела. Держу корову: сметана, молоко, масло. Летом – огород. Но вот одеть-обуть детей не можем. Не хватает средств, – жалуется семья из Башкортостана.
По разным группам граждан кризис «бьёт» неодинаково. Рабочие в сельской местности сильнее всего пострадали от увольнений, несмотря на разговоры об импортозамещении, отмечает издание. Практически в каждой седьмой семье в посёлках и деревнях есть взрослый, не работающий без каких-то серьёзных причин. Такие люди и раньше были. Но сейчас на селе их стало в два раза больше.
«Плохая жизнь – не новинка»
Для россиян плохая жизнь – не новинка, считают специалисты.
- Мы ведь недолго прожили в условиях относительного благополучия – лет 10-12. Перед этим у нас был примерно такой же период, когда большая часть населения находилась в состоянии официальной бедности, то есть зарабатывала ниже прожиточного минимума. Но основная часть россиян прошла 90-е годы, когда было гораздо тяжелее, чем сейчас. Поэтому общая реакция на сегодняшний кризис – это временная ситуация, вызванная падением цен на нефть, – говорит Наталья Тихонова.
В то же время, по её словам, в среднем классе как нигде сильны патриотические настроения.
- Пока готовность к жертвам сохраняется. Никаких протестных настроений именно из-за нестабильной экономики сегодня не возникает. Люди пока пользуются обувью, одеждой, техникой, купленной в сытые годы. Как показывает практика, обычно этот ресурс иссякает в течение 2-2,5 лет. Год уже прошёл. Ситуация не критичная, но дальше падение доходов будет восприниматься куда болезненней, – отмечает эксперт.
Как подчёркивает эксперт Высшей школы экономики, население страны уже начало адаптироваться к бедности.
- Обычно это происходит в два скачка. Первый продолжается полтора-два года. За это время изменения не воспринимаются как критичные. Нехватка средств обозначает всего лишь дефицит ресурсов, ничего более. Второй этап начинается примерно через пять лет бедности. К этому моменту меняется ценностная ориентация и круг общения. Процесс привыкания не просто завершается, а приводит к внешним переменам в жизни, а также к внутренним изменениям – поясняет Наталья Тихонова. – Если человек слишком долго пребывает в состоянии безысходности, у него развивается ощущение безнадёжности. Он уже не склонен бороться за свои интересы, а думает только о выживании.
«Кто долго живёт в состоянии бедности, перестаёт сопротивляться»
По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, этот кризис не похож на предыдущие.
- Он медленный и долгий, – комментирует эксперт. – Всё более очевидно, что в России сильнее страдают две социальные группы. Это семьи с детьми и пенсионеры, по всей стране, независимо от региона. Ещё одна особенность – ситуация ухудшается постепенно, население адаптируется, снижая потребление и ужимаясь во всём. А кто долго живёт в состоянии бедности, перестаёт сопротивляться.
Приспосабливаясь, люди, особенно живущие в провинции, увеличат опору на личное хозяйство, на ту же картошку, считает специалист.
- Сократятся возможности трудовой миграции. В небольшие города, где нет работы, вернутся те, кто работал в крупных городах, на северной вахте. Более активные станут искать подработки в неформальном секторе экономики. Как и в любой кризис, кто-то будет, как лягушка, трепыхаться, а кто-то сложит лапки и снизит потребление до минимума, – говорит Зубаревич.
Кризис затянется?
Напомним, на минувшей неделе Минэкомразвития России опубликовало новый кризисный прогноз на 2016-2019 годы. Согласно документу, в ближайшие четыре года страну ждёт «замораживание» зарплат и снижение пенсий, а цены на нефть продолжат падение. Санкции сохранятся, а бюджет продолжит экономию на социальных расходах. Отметим, что власти Бурятии уже предупреждали о том, что ближайшие три года могут стать самыми сложными в истории республики.