Оценку качества подготовки обучающихся проводят специализированные центры, в нашей республике- это Центр обработки информации и оценки качества образования.
Согласно ст.95 ч.1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организатором независимой оценки качества образовательной деятельности школ является Общественный совет при исполнительном органе субъекта РФ. В Республике Бурятия – Общественный совет при Министерстве образования и науки РБ.
Необходимо отметить, что Общественный совет, который возглавляет М.Г. Цыренова, достаточно серьезное внимание уделяет этому виду деятельности. Так, Совет разработал нормативные документы, регламентирующие проведение оценки в региональной системе образования, определил перечень образовательных организаций, подведомственных Министерству, для проведения независимой оценки. По результатам электронных торгов организацией- оператором для проведения процедур независимой оценки качества деятельности образовательных организаций был выбран ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики».
Независимая оценка качества образовательной деятельности была проведена в 32 ОО, подведомственных Министерству Образования и науки РБ. В их составе 1 СКОШИ 2 вида, 1 СКОШИ 3-4 вида, 1 СКОШИ 5 вида, 7 СКОШИ 8 вида, 5 центров ДОД, 3 школы для одаренных детей, 12 школ- интернатов, 1 центр психолого- медицинской помощи и 1 школа закрытого типа.
Оценка проводилась в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровней, регламентирующих данного вида оценкив ноябре 2015 г.командами экспертов ГАУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики», АНО «Социальная экспертиза», ГБУ «Республиканский центр обработки информации и оценки качества образования».
Данные о качестве предоставления услуг в образовательных организациях были получены на основе применения комплекса исследовательских методов, разработанных в соответствии с методическими рекомендациями Минобразования РФ по следующим критериям:
- информационная открытость и доступность, в т.ч. качество информирования через интернет - сайты,
- комфортность и доступность условий получения образовательных услуг,
- доброжелательность, вежливость и компетентность работников,
- удовлетворенность потребителей качеством предоставления услуг.
Заметим, что исследование данных групп критериев позволяет выявить особенности организации предоставления услуг ОО,дает основание для оценки информационной открытости ООи сделать выводы о комфортности и доступности образовательных услуг для потребителей.
Так,оценка качества организации информирования потребителей через сайт ОО проводилась на основании критериев клиенториентиванности содержания Интернет- ресурсапо следующим параметрам:
- Информированность сайта ОО (наличие на сайте наиболее важных для пользователей информационных разделов, документов и материалов).
- Наличие на сайте обратной связи с потребителями услуг (наличие сервисов сайта, обеспечивающих возможность обратной связи пользователей с администрацией и педагогами ОО).
- Пользовательская доступность и мобильность сайта ОО.
Исследование осуществлялось методом сплошного просмотра содержания страниц Интеренет- сайтов школ с целью выявления и фиксации качества содержаниятекстов, удобства доступа к текстам посетителей Интернет- сайта.
В ходе исследования мы выявили, что школьные сайты не всегда соответствуют ст.29 ФЗ- 273 «Об образовании в РФ». Достаточно информативны и в основном соответствуют показателю открытости и доступности информации сайты ГБОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат среднего (полного) общего образования», ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 3», ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего (полного) общего образования», ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат». Трудности в заполнении школьного сайта испытывают коррекционные школы и учреждения дополнительного образования детей. Сайты ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида», ГКОУ «Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», ГБОУ ДОД «Республиканский детско-юношеский центр туризма и краеведения Министерства образования и науки Республики Бурятия» не в полной мере выдерживают критериальные параметры.
К сожалению, на момент проведения исследования у 7 ОО сайты либо были недоступны,находились в нерабочем состоянии, или не содержали требуемой информации.
Структурный анализ внутреннего содержания разделов сайтов показал, чтоосновной раздел на главной странице «Сведения об образовательной организации» был представлен в полном объеме у 3,2% ОО (ГБОУ Лицей-интернат №61), частично у 3,2 % учреждений (ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ), не представлен у 58 % учреждений.Информация по педагогическим кадрам представлена только у 10% ОУ, отсутствует полностьюу 21 организации, подвергшейся независимой оценке.
«Основные сведения об образовательной организации» в полном объеме представленытолько Лицеем-интернатом №61 и Верхне-Саянтуйской санаторной школой-интернатом, имеющей общий сайт со своим филиалом.
Фактически отсутствует на сайтах информация по таким направлениям, как структура и органы управления образовательной организации, наличие/ отсутствие обоснованных обращений граждан в вышестоящие органы управления образованием (органы власти) за три года по вопросам конфликтных ситуаций в образовательном учреждении, качества предоставляемых образовательных услуг;наличие в образовательном учреждении периодической печати, радиоузла, телевидения и др. Только у 12,9% ОО размещена на сайте информация о практике выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни, публикацияхв средствах массовой информации за три годао деятельности образовательного учреждения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582публикация отчета по результатам самообследованияявляется обязательной для всех ОО, однако на официальных сайтах ОО он представлен только у 1/3 ОО.
Для родителей, несомненно, интересна информация по оценке качества образовательных результатов обучающихся в школе, по успехам ребенка во внеурочной деятельности, по вкладу каждого в создание позитивного образа современной школы.Однако, динамика результатов (средний балл) ГИА 9-х классов по русскому языку и математике в сравнении со средним показателем на муниципальном и региональном уровнях за три года не представлена почти у половины участвующих в исследовании школ. Трудно отыскать информацию по участию и результатахшколы за последние три годав реализации муниципальных, региональных, федеральных проектов и программ, в фестивалях и конкурсахмуниципального, регионального, всероссийского и международного уровней. Между тем, указанные информационные направления являются одними из наиболее освещаемых на официальных сайтах ОО.
По материально-техническому оснащению полная информация представлена только у трех ОУ:(ГКОУ Закаменская СКОШИ VIII вида,ГКОУ СКОШ №3 VIII вида, ГБОУ Багдаринская эвенкийская школа-интернат среднего (полного) общего образования).Разместили информациюо наличии в ОУ современной информационной образовательной среды менее половины ОУ.Альтернативной версии сайта для инвалидов по зрению не разработано ни у одного ОУ.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что школы до сих пор остаются закрытыми для потребителей, информационная открытость ОО на невысоком уровне.Мы понимаем, что в основе лежит множество проблем. Так, ведение сайта достаточно трудоемкая работа, требующая постоянного внимания, и вести ее должен специалист в области программирования и информационных технологий. Однако на практике эту работу на общественных началах осуществляет учитель информатики, да и то в свободное от основной работы время.
Помимо изучения сайтов на предмет информационной открытости была проведена работа по выявлению комфортности условий и доступности получения образовательных услуг, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья. Оценка осуществлялась по трем параметрам:оборудование прилегающейтерриториис учетом требований доступности для маломобильных получателей услуг (лиц с нарушением функций слуха, зрения и лиц, использующих для передвижения кресла-коляски); оборудование входных зон для маломобильных групп населения и наличие специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения. Безусловно, что специализированные и коррекционные школы выдерживают критериальные параметры, сложнее обстоит дело в общеобразовательных учреждениях. Здесь необходимо директору совместно с родительской общественностью вести целенаправленную работу пообеспечению раздельных туалетных комнат предметами личной гигиены, размещению на территории ОО знаков системы визуальных, звуковых и тактильных ориентиров.
Еще одним параметром оценки явился критерий доброжелательности, вежливости и компетентности работников образовательного учреждения. С этой целью нами был проведен эксперимент «Контрольная закупка». Эксперимент проводился по телефону, показателями выступили количество наборов номера, время дозвона, количество переадресаций, время разговора, соблюдение норм делового этикета при разговоре и удовлетворенность точностью ответа. Отрадно отметить, что во всех школах зафиксировано соблюдение норм делового этикета, отмечается приватность в процессе беседы, адекватное отношение в восприятии «легенды», отсутствие переадресаций, полнота и доступность предоставленной информации. По данному показателю самые высокие баллы получила Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида.
Еще одним параметром оценки стало выявление удовлетворенности потребителей качеством предоставления услуг.Было организовано анкетирование родителей (законных представителей) как потребителей образовательных услуг. Вопросы анкеты были составлены таким образом, чтобы ответы респондентов позволили выявить уровень изменения качества их жизни в результате получения образовательных услуг. Анкетирование показало достаточно высокий уровень удовлетворенности родителей всех ОО изменением качества жизни в результате получения образовательных услуг. Наибольшее значение по данному критерию было получено в результате опроса родителей учащихся Лицея-интерната № 61.
Анализ и интерпретация полученных данных позволила выработать паспорта рекомендаций для улучшения качества деятельности каждому ОУ и сформулировать общие выводы.
1. Необходима организация консультирования руководителей образовательных учреждений по разработке локально - нормативных актов образовательных организаций в части отражения в них основных положений законодательных актов Российской Федерации.
2. Большинство критериев, разработанных федеральным министерством, в основном ориентированы на учет количественных показателей. Они формально характеризуют условия предоставления образовательных услуг, не затрагивая вопросы их реального качества. Поэтому необходима разработка критериев показателей качества деятельности ОО на региональном, муниципальном и школьном уровнях.
3. Необходимо выделение отдельной штатной единицы для ведения школьных
4. Организовать целенаправленную работу по привлечению активных пользователей сайта ОО, способствовать воспитанию информационной культуры как родителей, так и обучающихся.
5. Разработать инструкцию получения информации по телефону.
В наступившем году независимая оценка качества образовательной деятельности будет продолжена. Но очевидным является то, что открытая, инофрмационно – доступная процедура оценки позволяет выявить проблемные зоны в деятельности школ и наметить пути решения проблем.
ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики»