Москва
3922

Основатель частного банка Бурятии: «Гусинский сказал, что закатает меня в асфальт»

Первый официальный миллионер Улан-Удэ вспоминает лихие 90-е в Москве

Фото автора

Это сейчас Владимир Дашиев больше известен как художник-постмодернист. Мало кто знает, что он был крупным бизнесменом, первым миллионером Улан-Удэ. Причем с его уст легко слетают такие фамилии, как Березовский, Мавроди, Гусинский. Потому что для нашего земляка они в начале 90-х были такими же начинающими бизнесменами.
Владимир начинал бизнес в Прибалтике – Риге и Таллине.

- В те годы в Прибалтику ездили не только работать, но и отдыхать - чуть-чуть-то попахивало Европой. Сервис был не черноморский, где сначала смотрят, сколько денег заплатишь, а потом обслуживают. Чаевые были включены в цену блюда. Чем мне нравилась Прибалтика, так это тем, что если договорился, значит, договорился. А у нас есть привычка «крутить» мозги, заострять внимание на мелочах, а главное упускать, – начинает воспоминания Владимир.

Затем он перебрался в Москву. Некоторое время был представителем Бурятии, Иркутской и Читинской областей в журнале «Экономика и жизнь». Жил в гостинице «Мир». Окна выходили на Белый дом и на американское посольство.

- Хорошо помню августовский путч - танки, солдаты на улицах. В этот момент я по делам улетел в Ригу. Мне хотелось быть от всего этого подальше. Помню, как ехал на такси в Шереметьево, навстречу шли танки, бронетранспортеры, - говорит Владимир.

На свежих развалинах СССР начинался передел собственности. Владимир, как и многие, занялся тогда торговлей.

- Деньги в то время быстро зарабатывались и быстро тратились. Вовремя сориентировались «комсомолята». Я в этой среде тоже был, хоть и не партийный, – смеется художник, заставший начало бизнеса будущих олигархов Бориса Березовского и Владимира Гусинского.

«Мы в асфальт тебя закатаем»

- Гусинский владел «Мост-Банком». Поначалу это был маленький банк. Мои партнеры брали у него кредиты. Тогда я еще не понял, что нельзя доверять людям, которые не понимают, что деньги – это инструмент зарабатывания других денег. Меня тогда кинули. Но я был сам виноват, потому что не проконтролировал, – понимает сейчас бывший бизнесмен.

Он тогда продавал итальянскую обувь. Закупал ее, партнеры привозили в Москву, оттуда развозили по регионам, в том числе в Улан-Удэ. Владимир дал партнерам в управление свои деньги.

- Мои партнеры взяли кредит у Гусинского под высокий процент. Обувь они оставили под залог, не спросив меня. Он сделал самозахват моей партии обуви за долги. На меня он тоже пытался наезжать. Я говорил, чтобы он вошел в мое положение. А он мне: «Мы в асфальт тебя закатаем, если что». Я на него смотрю и думаю, что он говорит. Тогда еще не было хального бандитизма. Но вскоре пошли времена беспредела, раздел рынка, - говорит Владимир.

Офис у Гусинского находился в здании Совета экономической взаимопомощи. Что интересно, он сидел в помещении без окон, видимо, чего-то боялся, предполагает наш земляк. Связываться с Гусинским он не стал, начал в Москве другой бизнес.

- Гусинский рос как на дрожжах. Потом он скупил медиа, но получил по зубам, когда полез в политику. По слухам, Борис Березовский уговаривал убить Владимира Гусинского, – вспоминает художник.

Мавроди и чеченцы

После этого наш земляк каким только бизнесом не занимался, в том числе фондовым рынком. Одно время пытался создать фермерское хозяйство на Байкале, но не получилось. Возил ширпотреб из Китая. Первые товары поставлял самолетом «Карго» из Китая.

- Рынок тогда был пустой, все сметалось махом. Продавал и цистерны с растительным маслом. Все думали, что вести бизнес опасно, но это была перестройка. Занимался и продажей компьютеров. Компьютеры я покупал у Сергея Мавроди. Он начинал свой бизнес с них, – рассказывает о знаменитом основателе пирамиды «МММ» Владимир.

Одно время он работал с чеченцами - отдавал им товар на реализацию или же под бартер.

- Потом рабочие пошли со мной на конфликт буквально на пустом месте. Я поговорил с начальником, конфликт уладился. Затем они мне помогли, встречали моих друзей. Но люди они были горячие и вечером устроили резню в гостинице... - приводит еще один типичный случай из 90-х наш собеседник.

Среди интересных предложений, поступавших ему тогда, – организация газеты при Московской патриархии.

- Я сначала согласился, но потом, поразмыслив, отказался. Вся религия тогда была на нуле. Если бы я туда залез, неизвестно чем бы это закончилось, – разводит руками Владимир.

Ушел в творчество

- Возможностей было много, но я устал. Нужно было уделять время детям, и я ушел в творчество, – объясняет свой уход в художники бывший бизнесмен. - Объездил полстраны, выставлялся в лучших музеях страны. Побывал с передвижными выставками в Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Омске, Уфе и других городах.

В 1998 году он объединился с психоаналитиком Олегом Аюрзанаевым. Рисовал серии картин «Цветы Бурятии», «Эммануэль» и другие. Олег тестировал девушку на определение психотипа, а потом они предлагали ей выбрать картину, которая была наиболее близка ее душе. И, как правило, посетительницы указывали на картины, совпадающие с их психотипом.

- Через визуальное творчество было проще всего объяснить людям тенденции развития современного мира, – объясняет художник. - Каждую мою картину сопровождал подробный рассказ Олега о значении форм, энергии красок и пространства.

«Сейчас главное – креативность»

- Однажды я летел в Улан-Удэ, и один знакомый спрашивает меня: «В Москве есть такой крутой Дашиев. Он, говорят, миллионер. Не знаешь его случайно?». Я задумался и не знал, что ответить. Когда же прилетели в Улан-Удэ, понял, что он говорил обо мне, – улыбается собеседник.

Из Бурятии он уехал шесть лет назад. Обосновался на Черном море. Недавно путешествовал по Европе – за три месяца объехал семь стран. Мировоззрение бизнесмена он сохранил. По его мнению, у наших банков сейчас очень высокие ставки.

- Нигде в мире нет таких процентов. Неужели нельзя было за время «золотого дождя», за те 25 лет, привести банковскую систему в нормальный вид? Почему у нас нет промышленности, сельского хозяйства? Видимо, потому, что мы не конкурентоспособны с остальным миром. Я это говорю как бывший предприниматель. Все страны, печатающие валюту, вкладываются сейчас в культуру. Сейчас главное – креативность, – утверждает Владимир.

Сейчас он мечтает построить яхту и отправиться в кругосветное путешествие.

- Но тут же думаю: а вдруг случится шторм? – задается вопросом человек, не раз рисковавший в своей жизни.

Автор: Лариса Ситник

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях