С Анатолием Цыденовым «Информ Полис» познакомил своего читателя в 2014 году. Тогда скромный художник принес свои работы в редакцию, чтобы рассказать о них своим землякам, показать, что «у каждого большого народа должна быть своя национальная живопись». Увидев его работы один раз, ни с чем иным их уже спутать невозможно.
В его полотнах удивительным образом сплелись повседневная жизнь селян и каноны буддийской иконописи, детская радость от празднования Сагаалгана и изображения божеств, традиции и современность. На это раз Анатолий создал сразу несколько иллюстраций карандашом, они будут напечатаны в виде карточек. Такие обычно продаются в киосках для туристов.
На небольшом кусочке бумаги художник заключил целые сюжеты и множество мелких деталей, которые хочется долго-долго разглядывать и находить в них отсылки к своему детству, к знакомым сызмальства ощущениям и впечатлениям.
Вот круглолицые мальчик и девочка стоят на мостике перед Иволгинским дацаном. По канонам буддийской живописи в картинке нет перспективы, а только два плана – передний и задний. На переднем - мальчик держит в руках кулек с семечками, а девочка кормит с ладони птичку. Позади них виднеются резные крыши дуганов и заснеженные вершины гор.
А вот маленькая женщина вышагивает по лугу, ведя за привязь огромного быка, на котором восседает веселый мужичок с флейтой.
- Композиция у картинки зигзагообразная, она символизирует семью. Жена ведет под уздцы быка, а муж вроде бы и руководит процессом, но направляет быка все-таки женщина. В итоге от их действий рождается музыка, - с улыбкой поясняет Анатолий Цыденов.
На другом изображении мальчик с удочкой в руках идет на рыбалку, его сопровождает бык и собака, словно сошедшие с древних фресок. Позади в горах за облаками с завитыми краями проступают верхушки деревни и буддийская ступа, а чуть левее виднеется крест православного храма. По изгибу кистей и по тому, как он держится за удило, легко усмотреть влияние буддийской иконописи, но на ногах у него носки с эмблемкой «Адидаса». Вечное и современное, высокое и приземленное – все в одной небольшой композиции.
Еще один прекрасный пример пересечения двух реальностей. Бабушка в национальном костюме месит в узкой деревянной ступе масло. Тут же озорной внучек пробует содержимое пальчиком. Позади них виднеется сервант, который с советских времен сохранился в дому пожилой женщины. Внимательный зритель разглядит на нем небольшую карточку с символикой московской Олимпиады-80.
Причем на каждой картинке изображены не просто сценки из повседневного быта, облагороженные буддийской техникой письма. В них сокрыт некий смысл.
- Здесь изображена семья с тремя детьми. Младший мальчик играет с ягненком и вместе с сидящими позади него отцом, мамой и старшими братом с сестрой составляет круговую композицию, которая прерывается головой лошади на морин хууре. Лошадь в культурной системе монголов занимает особое место, ее изображение в доме приносит удачу, порядок и довольствие, - отмечает художник.
Сейчас картинки готовы в единственном экземпляре с рукодельной обложкой самого художника. Их там почти два десятка, к каждому изображению прилагается аннотация с кратким пояснением о символах и знаках буддийской культуры и бурятской живописи. На данный момент Анатолий Цыденов выставляет свои работы на выставки в Усть-Ордынском округе, пишет большие полотна на заказ, однако полученных денег для издания своих удивительных карточек более-менее большим тиражом не хватает, поэтому он изыскивает спонсорские средства для печати. И любой неравнодушный и заинтересовавшийся житель нашей солнечной республики может помочь увидеть миру, что у бурят есть и развивается, хоть и силами энтузиастов своя национальная живопись.
Справка infpol.ru
Анатолий Хышигтуевич Цыденов – один из основоположников бурятской национальной живописи. Родился в селе Арзгун Курумканского района Бурятии в 1954 году. В 1988 – 1991 годах учился в педагогическом училище на художественном факультете, потом еще три года учился в Монголии, в Улан-Баторе. В середине 2000-х годов посвятил себя национальной живописи бурят, подхватив стяг Лубсана Доржиева, который с 1970-х годов работал над созданием уникальной бурятской техники живописи. Эта плоскостная техника «не знает» перспективы и светотени, отличается графичностью рисунка и локальностью цвета. При тончайшей разработке детали она отличается обобщенностью фонов природы, строгим следованием композиции, а также декоративностью в использовании национального орнамента.