Общество
2364

«Он добивался работы в одной связке»

Рыбинские журналисты рассказали о погибшем в Бурятии альпинисте

Фото с сайта rweek.ru

Напомним, страшная трагедия произошла в Тункинском районе 3 марта. В нескольких километрах от села Аршан снежная лавина унесла жизнь 29-летнего Александра Игнатьева из Нижегородской области. Он двигался в составе группы из 10 человек по маршруту Аршан – река Китой – Шумак – Нилова Пустынь.

Молодой человек работал преподавателем на кафедре валеологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова и руководил студенческим туристическим клубом «Робинзон». На днях газета «Рыбинская неделя» опубликовала статью, посвящённую своему погибшему земляку.

Любил природу с детства

Александр Игнатьев в канун Нового года приехал на побывку к родителям в Рыбинск. Погостил дома, как всегда, проездом – на этот раз по дороге на Урал, где он в компании отчаянных ребят во время турпохода решил отметить свой день рождения – ему исполнялось 29 лет, и встретить Новый год. В ближайших планах было путешествие по Восточным Саянам. Туда шли десять самых отчаянных, самых закалённых туристов из Нижнего Новгорода. Александр Игнатьев отправился с ними – чтобы подтвердить право ходить туристическими маршрутами четвёртой категории сложности.

На вопрос, откуда у него такая тяга к путешествиям, отец признаётся: сами удивляются.

- Когда Саша учился в школе, то не мечтал о путешествиях. Хотя, должен сказать, природу он с детства любил, – рассказывает Владимир Юрьевич.

В Европе хорошо, а дома лучше

Саша учился в пятом классе, когда родители заметили, что у сына цепкая память. Он легко запоминал стихи. Семья Игнатьевых многодетная – четверо детей. Раз Саша старший, значит, он главный помощник. Стоит, бывало, моет посуду, а сам без запинки стихи рассказывает. Потом стал сочетать домашние дела со штудированием английского языка. Школьных знаний показалось маловато, поэтому он стал ходить на занятия по изучению английского в учебный центр «Лингва-¬сервис».

Преподаватели центра посоветовали ему после окончания школы поступить в Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова. Он внял советам, и в 2004 году стал студентом НГЛУ, а в 2010-м поступил там в аспирантуру.

В университете в качестве второго иностранного языка Александр Игнатьев изучал немецкий. Язык довёл его до Германии. После окончания четвёртого курса молодой человек взял академический отпуск, чтобы в течение года «вживую общаться» с земляками Гёте и Шиллера. Александр стал «своим» в немецкой многодетной семье, куда он попал в рамках программы международного межвузовского обмена. Шенгенская виза позволила ему объездить несколько европейских стран. На людей посмотрел, оценил европейские ценности. И вернулся домой убеждённым патриотом: в Европе хорошо, а дома – лучше, пишет «Рыбинская газета».

Не перестал ездить, ходить и плыть

Александр не пил, не курил и занимался спортом. Мог пробежать марафон, пройти десятки километров без отдыха на лыжах, без устали проплыть восемь часов на байдарке. И даже на коне проскакать. Здоровый образ жизни был для него жизненным стержнем и предметом, который он в теории преподавал студентам на кафедре валеологии. А на практике требовал отказа от вредных привычек от участников студенческого клуба «Робинзон», который существует при Нижегородском государственном лингвистическом университете без малого 40 лет.

С одной из убеждённых «робинзонов» – Анастасией Козиной – Александр вместе ходил в походы. Постепенно романтические отношения переросли в любовь. Их чувства прошли «закалку» в течение шести недель похода по маршруту, близкому к четвёртой категории сложности. Пять парней и пять девушек преодолели 13 перевалов – от простых до очень сложных, поднимались на 3,5 тысячи метров. И Александр чувствовал себя на такой высоте спокойно. В его «активе» уже были Приэльбрусье и Тянь-¬Шань, где горы круче, а вершины выше, чем на Горном Алтае. Из 40 дней непосредственно в горах «робинзоны» находились 28.

Александр Игнатьев взвалил на себя обязанности руководителя турклуба – дополнительно к ноше преподавателя кафедры валеологии и нагрузке репетитора по русскому и двум иностранным языкам. Даже взявшись за кандидатскую диссертацию, он не перестал ездить, ходить, плыть и скакать верхом на коне за туманом и за запахом тайги.

«Профилактика конфликтов»

Александр был готов к любым сюрпризам жизни. На одном из снимков в комнате общежития – везде его рюкзаки, а на кровати разложено альпинистское снаряжение. Он дотошно проверял готовность туристов к походу и тщательно подбирал группу. Старался, чтобы парней и девушек было поровну. Это была своего рода «профилактика конфликтов». Девочки эмоционально положительно влияли на парней. Те старались быть в их глазах сильными, ловкими, смелыми. Чтобы выбираться на природу в морозы, в распоряжении турклуба «Робинзон» есть большая палатка и печка, которая при 20-¬градусном морозе на улице позволяет поддерживать внутри температуру +25.

Александр Игнатьев не повышал голос, если в походе кто-¬то давал маху: предпочитал улаживать споры миром, а напряжение снимать шуткой. За плечами «робинзонов», которых он вёл за собой, были переходы через Горный Алтай, Уральские горы, Кавказ и Тянь¬-Шань. Любой конфликт мог иметь роковые последствия. Он добивался работы в одной связке.

Трагическая смерть

Одним из атрибутов снаряжения Александра Игнатьева в дальних походах был спутниковый телефон. В случае необходимости с него можно было отправить сообщение об аварийной ситуации с указанием координат места нахождения специальному человеку в Нижний Новгород. Перед походом в Восточные Саяны Александр Игнатьев настроил технику таким образом, чтобы смс-сообщения поступали на мобильные телефоны отца и его возлюбленной – Насти.

3 марта в восьмом часу утра в Рыбинск на телефон Владимира Юрьевича пришло экстренное смс¬-сообщение об аварийной ситуации. Одновременно такое же получила и Настя в Нижнем Новгороде. В тот момент они ещё не знали, что несколько минут назад Александра Игнатьева накрыла лавина. Сообщение отправил уже не он.

Этот поход в Восточные Саяны был для него не первым. Тем же составом с тем же руководителем – Вениамином Потемкиным – десять нижегородских туристов¬-экстремалов были в Саянских горах в Бурятии в 2014 году. Выбранный ими маршрут «Тункинские источники» имел высшую категорию сложности. В начале марта там шли лавины одна за другой. Однако они сочли риск допустимым.

На перевал Аршанский туристы из Нижнего Новгорода вышли около полудня по местному времени. В Рыбинске было 7 часов 40 минут. Впереди шёл Вениамин Потемкин, за ним – Александр Игнатьев. Их двоих и накрыла лавина. Остальные туристы не пострадали и бросились откапывать попавших в беду товарищей, предварительно сообщив спасателям об аварийной ситуации по спутниковой связи.

Вызволенный из снежного плена Потемкин пришел в себя и потом даже передвигался самостоятельно. Когда освободили из¬-под снега Игнатьева, он уже не дышал.

Странствия Александра завершилась на малой родине. Он обрёл вечный покой в Рыбинске, на Южном кладбище. Проводить его в последний путь пришло много молодёжи – парни и девушки в туристической экипировке. Это его «робинзоны», которых он вёл за собой. Некоторые приехали с маленькими детьми: благодаря Саше в походах они обрели семейное счастье.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях