Шахматный турнир в Иволгинском дацане прошел уже 13-й раз подряд и приурочен к национальному празднику Сагаалган - Новому году по лунному календарю
Уже несколько лет российские любители шахмат не перестают удивляться, как в Бурятии собирается 600 человек на этап Гран-при, в чем причина такой популярности шахмат и как организаторам удается провести такой фестиваль, достичь такой массовости. Об этом и много другом мы поговорили с депутатом Народного Хурала Бурятии, вице-президентом шахматной федерации Бурятии Баиром Доржиевым и международным мастером, одним из самых известных тренеров Сибири, исполнительным директором бурятской ШФ Тимуром Ивановым.
- Какие шаги делает шахматная федерация Бурятии для привлечения новых поклонников черно-белой игры в свои ряды?
Тимур Иванов: Шахматы в Бурятии очень популярны. Приложил к этому руку и Баир. Несколько лет подряд в разных местах Улан-Удэ висела социальная реклама «Шатар наадагты! - Играйте в шахматы». Баир придумал эту идею и изготовил рекламные щиты. В результате по прошествии времени количество детей, пришедших в шахматные кружки, увеличилось раз в десять! Такой рекламы я не видел ни в одном городе России. Надо бы возродить эту рекламу. С приходом Вячеслава Германовича Ирильдеева на пост президента ФШБ количество проводимых мероприятий в календаре федерации увеличилось раз этак в семь, резко увеличилось финансирование шахмат. Вообще, думаю, большое благо для шахмат Бурятии в наши кризисные дни, что есть сильная связка Ирильдеев - Доржиев плюс мощная поддержка Хамбо ламы.
- Вообще у шахматного движения в Улан-Удэ серьезные традиции? Например, как выглядела шахматная карта региона в советское время?
Т.И.: Основатель бурятской шахматной школы, первый наш известный тренер - Александр Михайлович Игумнов. Я его последний более или менее сильный ученик. А первый известный ученик А.М. Игумнова - сейчас 89-летний Базаржап Цыренжапович Сампилов, неоднократный чемпион Бурятии. Известно, что Сампилову в свое время довелось сыграть в шахматы с самим сыном Сталина Василием. Встреча состоялась в госпитале, где в то время лежал отец Сампилова, известный художник. Александр Михайлович Игумнов стал первым чемпионом Бурятии в 1927 году, позднее прошел Великую Отечественную войну и после нее воспитал целую плеяду учеников. Игумнов проработал всю жизнь в кружке Дома пионеров Советского района Улан-Удэ, а шахматное отделение в ДЮСШ № 5 было открыто в Улан-Удэ только в 1979 году, два года спустя возникла отдельная шахматная ДЮСШ № 8. Тем не менее даже в рамках занятий во Дворце наставник выращивал сильных кандидатов в мастера.
- И вернемся к главной теме нашей беседы - турнир в Дацане!
Б.Д.: Дацан проводит этот турнир уже долгие годы. В 2011 году руководство РШФ приняло решение о начале серии турниров РАПИД Гран-при, и нам сразу позвонил с предложением Евгений Бареев. Сказались старые московские связи по интернату. Таким образом, рапид в Улан-Удэ стал историческим, одним из двух первых, наряду с Серпуховским рапидом, турниром соревнования Гран-при.
Т.И.: До этого «швейцарка» существовала, была достаточно крупной, играло порядка 300 человек, и все сибирские гроссмейстеры в ней традиционно участвовали. Именно поэтому Хамбо лама всегда идет им навстречу с приемом – они были с нами с самого начала. А Баир для того, чтобы состав стал более интересным, всегда приглашает звезд, знакомых по юности: Бологан, Широв, Хенкин и многие другие. Приезжали к нам также Алексей Дреев, Владимир Малахов и Сергей Рублевский.
Даже когда в турнире играло 300 человек, казалось, что проводить на нынешних условиях: помогать с транспортом, пускать без взносов, всех кормить – просто нереально. Аналогичного турнира нет не только в России, но и, наверное, во всем мире! Но Хамбо лама говорит, что мы буддисты, мы добрый народ и должны всем помогать. Пару лет назад стоял вопрос, чтобы поделить фестиваль на турниры «А» и «B». Однако Хамбо лама настоял на том, чтобы у каждого участника, старика или ребенка был персональный шанс встретиться с известным гроссмейстером. Любители ждут этого турнира! Они приезжают со всех уголков Бурятии, из районов, из сел. В этот раз ввиду отмены виз к нам приехали аж два автобуса наших братьев-монголов, целых 70 человек. Турнир ждет не только наш регион, но и Сибирь с иностранными соседями!
- Кого еще из грандов мечтаете пригласить в Бурятию?
Б.Д.: Очень хорошо знаю сильных шахматистов, которые родом из Белоруссии - Илью Смирина, Бориса Гельфанда. Я летал в 2012 году на матч Ананд - Гельфанд, познакомился с секундантами Бори Александром Хузманом, Максимом Родштейном и Евгением Томашевским. Пригласить Гельфанда на турнир в дацане остается моей заветной мечтой, но не знаю, осуществится ли она... Кстати, дацан посещали такие великие шахматисты, как Гарри Каспаров (2006 г.) и Анатолий Карпов (2015 г.), я организовывал эти встречи. Однако это все проходило вне рамок фестиваля. Интересно, что, выйдя из дворца нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова, Анатолий Евгеньевич заметил: «Он ведь двенадцатый Хамбо лама, а я двенадцатый чемпион мира по шахматам!». Еще одним чемпионом мира, посещавшим дацан, стал Борис Спасский (2011 г.). Приезжал перед выборами президента ФИДЕ в Ханты-Мансийске и Кирсан Илюмжинов.
В этом году ввиду кризиса дацану было непросто удержать эту планку – принять в свои стены и обеспечить всем 600 человек, но организаторы справились со сложной задачей.
Полное интервью читайте на сайте Ruchess.ru