Сегодня Бурятия входит в число субъектов, наиболее обеспеченных водными ресурсами: на одного жителя республики приходится более 94 тысяч кубометров в год. Это почти в три раза больше, чем в среднем по стране. Всего на территории региона протекают более 30 тысяч рек. Но главным «водным» достоянием является Байкал, который содержит более 20 % от мировых запасов пресных вод.
Однако с каждым годом ситуация на озере ухудшается. И причина тому – не только обмеление и появление спирогиры, но и загрязнение Байкала химикатами и фекалиями. Эта проблема обсуждались 22 марта в Минприроды Бурятии.
Ущерб на восемь миллионов
Сброс стоков в водоёмы республики сегодня осуществляют 37 предприятий. Большая их часть – 28 – расположены на Байкальской природной территории и, по словам замруководителя Росприроднадзора по Бурятии Ольги Коломеец, подлежат федеральному государственному экологическому надзору.
Ведомство организует как плановые, так и внеплановые проверки очистных сооружений на берегу Байкала и в Улан-Удэ. Мониторинг, проведённый в 2015 году, выявил многочисленные нарушения водного законодательства. Общий размер штрафов составил более 280 тысяч рублей.
- Выдано более 20 предписаний. Рассчитан и предъявлен размер ущерба, нанесенный водным объектам – более 8,5 миллионов рублей, – рассказала в своём выступлении Ольга Коломеец. – В прошлом году затраты на исполнение предписаний государственных инспекторов и иные мероприятия по соблюдению водного законодательства составили около 187 миллионов рублей.
Из этой суммы 125 миллионов пришлось на «Водоканал», пять миллионов – на Гусиноозёрскую ГРЭС.
Напомним, ещё в начале февраля Росприроднадзор по поручению российского правительства приступил к внеплановым проверкам предприятий, которые берут воду из озера Байкал и реки Селенга. К этой работе планируется привлечь активистов общественных организаций. Промежуточные итоги будут подводиться ежеквартально – с приглашением руководителей «инспектируемых» предприятий. Уже в апреле ведомство планирует посетить город Бабушкин и село Выдрино в Кабанском районе, а также Улан-Удэ.
- Как показывает анализ, нарушаются правила охраны водных объектов и водопользования, эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, самовольное занятие водного объекта и нарушение установленных условий при его использовании, – подчеркнула Коломеец.
В критическом состоянии
Предприятия должны не только согласовывать с Росприроднадзором все точки сброса стоков, но и получить соответствующее разрешение. Это требование зачастую не соблюдается.
- С 2010 по 2015 годы согласовано 17 проектов, из них три – в 2015 году. Выдано 26 разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, при этом два – в прошлом году. В Центральной экологической зоне разрешительных документов не имеет ни одна эксплуатирующая организация. А их отсутствие влечёт 25-кратное увеличение платы за негативное воздействие на окружающую среду, – заметила замруководителя Росприроднадзора.
Этот вопрос также стоит достаточно остро: многие предприятия плату просто не вносят. Самым злостным должником сегодня является «Водоканал»: задолженность за сброс загрязняющих веществ в Селенгу составляет порядка 36 миллионов рублей. Также в списке неплательщиков – дирекция по тепловодоснабжению «Северобайкальская» (1 миллион 244 тысячи при общей задолженности более 7 миллионов), а также коммунальщики из Каменска и Бабушкина в Кабанском районе.
Однако, по словам Ольги Коломеец, в последнее время в Бурятии наметилась некая тенденция к снижению загрязнения сточными водами. В ходе проверок специалисты сталкиваются со множеством проблем. Так, многие очистные системы – в Выдрино, Северобайкальске и Улан-Удэ – имеют высокую степень износа и требуют срочного ремонта. Их решение возможно только при межведомственном взаимодействии.
- С одной стороны, значительная часть предприятий ЖКХ республики находится в неудовлетворительном, а порой – в критическом состоянии. Очистные сооружения, входящие в их состав, технологически не способны достичь нормативов допустимых воздействий, установленных для Байкала и его притоков. Но с другой стороны, практика показывает, что далеко не все хозяйствующие субъекты принимают исчерпывающие меры по содержанию своих сооружений для соблюдения законодательства, – подчеркнула Коломеец.
Многие очистные, например, в городе Бабушкин, были построены на федеральные средства ещё несколько лет назад, но работать так и не начали. При этом сброс сточных вод осуществляется в реку Мысовка, в 650 метрах от места впадения в Байкал.
Особые меры
Отдельный вопрос – стихийные свалки и отходы, которые сливают в Байкал и его притоки турбазы и частные дома. Масштабы проблемы впечатляют, ведь только на территории Центральной экологической зоны в 81 населённом пункте проживает порядка 70 тысяч человек.
- Одним из факторов негативного воздействия на водные объекты является наличие несанкционированных свалок твёрдых коммунальных отходов. Здесь деятельность ориентирована на реализацию специальных мер водоохранного характера. В рамках установленных полномочий проводятся регулярные рейды по выявлению и ликвидации несанкционированных размещений ТБО в водоохранной зоне, – отметила Ольга Коломеец.
В прошлом году ведомство организовало 69 таких проверок. Часть обнаруженных свалок уже ликвидирована.
Опасная вода
Мониторинг в местах приоритетного водопользования населения регулярно осуществляют специалисты Роспотребнадзора. Всего таких точек 116, и из них 12 попадают под влияние стоков. Как показывают лабораторные данные, качество воды в Бурятии оставляет желать лучшего.
- В 2015 году исследовано свыше 2000 проб. Из них 17,2 % не соответствуют гигиеническим нормативам, – рассказала начальник отдела социально-гигиенического мониторинга Роспотребнадзора по Бурятии Любовь Макарова.
В зоне влияния сточных вод более 80 % проб не отвечают требованиям по химическим показателям, а 44,7 % – по микробиологическим. С 2011 года этот показатель увеличился почти в два раза – с 25 % до 40,2 %.
- Уровень загрязнения Селенги возрастает в черте города Улан-Удэ, около посёлка Силикатный. Там в последние годы фиксируется очень высокое загрязнение. Почему – вопрос к природоохранным службам. Возможно, там есть какой-то неорганизованный сброс. И резко возрастает микробное загрязнение реки после сбросов «Водоканала», – отмечают в Роспотребнадзоре.
А вот Уду загрязняет Улан-Удэнский авиазавод. В ведомстве констатируют: городские очистные сооружения пришли в негодность.
- Поэтому очень остро стоит вопрос по модернизации очистных сооружений, – подчеркнула Любовь Макарова.
Предприятия республики используют малоэффективные методы хлорирования и уже в течение многих лет никаких планов по поводу их модернизации нет.
- Городские сточные воды сливаются без всякого обеззараживания в Селенгу, – отметила начальник отдела социально-гигиенического мониторинга Роспотребнадзора.