Общество
3404

Как бурятские актеры получили премию «Оскар»

Фильм с участием молодых артистов республики получил мировое признание

Фото n-tv.de и из архива героев публикации

За недавним ажиотажем вокруг вручения самой престижной кинонаграды «Оскар» осталось забытым, как ровно 40 лет назад такую же премию получил советский фильм. И, как выяснили журналисты infpol.ru, в этом кино участвовали молодые бурятские актеры.

29 марта 1976 года состоялась 48-я церемония вручения премии «Оскар». Пять основных номинаций, включая «лучший фильм», достались работе Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Легендарные «Челюсти» Стивена Спилберга получили награды за монтаж, звуковые эффекты и музыку. А вот лучшим иностранным фильмом стал советский «Дерсу Узала».





В начале 70-х годов Дальневосточный институт искусств набрал первую бурятскую актерскую студию. В ней учились звезды бурятского драмтеатра Олег Бабуев, Чимит Ринчинов, Содном Хажитов, Дамба Бочектоев, Доржи Сультимов, Сергей Бальжанов.

— Тогда приграничный портовый Владивосток был «закрытым» для иностранцев городом. Даже нам, студентам, поставили в паспорта печати «житель Приморского края». Так что мы на первых курсах еще не видели ни одного иностранца, — вспоминает народный артист Бурятии Дамба Бочектоев.

Первым иностранцем, которого увидели бурятские студенты, стал знаменитый японский режиссер Акира Куросава. В Приморье он приехал уже всемирно известным обладателем разных японских и международных премий и призов, основателем школы нового японского кино.

buroscar 3

БАМ, хунхузы и японец

Историки кино до сих пор выдвигают самые разные версии, почему Госкино в разгар «холодной войны» разрешило режиссеру из капстраны снять фильм на советской приграничной территории и даже выделило на съемки 4 млн долларов. Более того, власти предоставили Куросаве полную творческую свободу.

— Если Куросаве понадобится, чтобы в тайге всплыла подводная лодка, то она должна всплыть, — шутил тогдашний глава Госкино Сизов.

Одна из разгадок такой лояльности к иностранному режиссеру - содержание самого фильма и напряженные отношения СССР с Китаем того времени. С конца 60-х годов, с конфликта на острове Даманский, СССР находился в состоянии, близком к войне с Китаем. Дошло до того, что в первый день 1970 года Mao Цзэдун обвинил руководство СССР в «закоренелом неоколониализме». Советский Союз не оставался в долгу и привечал в Казахстане эмигрантов из Китая, уйгурских сепаратистов. В 70-е годы Советский Союз был вынужден потратить 200 млрд рублей на укрепление границы с КНР, увеличив численность своих Вооруженных сил в Сибири и на Дальнем Востоке более чем до 50 дивизий. Усилили и соединения обычных и ядерных подводных лодок Тихоокеанского флота. За молодежной романтикой всесоюзной стройки БАМа скрывалась необходимость иметь запасной железнодорожный путь на случай захвата Транссибирской магистрали. Китай со своей стороны значительно укрепил северные границы. Ситуация осложнялась и тем, что США, действуя по принципу «враг моего врага — мой друг», поддерживали Китай как противовес СССР. Поэтому положение дел на Дальнем Востоке было весьма серьезным. А уж территориальные претензии между двумя соседними державами не затихали еще со времен покорения русскими Сибири и Дальнего Востока.

— И в такой напряженной ситуации японский режиссер предлагает снять у самой границы с Китаем фильм о событиях начала XX века, когда Приморье терроризировали банды хунхузов, — до сих пор удивляется Дамба Бочектоев.

Впрочем, в записках Арсеньева, по которым снимали фильм, и в свидетельствах современников отмечалось, что эти банды грабили в основном своих же китайцев, работавших на золотых приисках, и что не меньший урон природе Приморья приносили браконьеры из числа русских офицеров и новопоселенцев. Хунхузами в поисках легких денег становились не только китайцы и маньчжуры, но и русские. В сценарии фильма по понятным идеологическим причинам таких «неудобных» тогдашней власти моментов не было. Есть версия, что Куросаве не отказали еще и потому, что он был далек от политики. Тем не менее далекий от политики японец снял этакий «художественный щелчок» по носу Китая.

— Но при всей мировой славе Куросавы ему не разрешили посмотреть Владивосток. Мы снимались в соседнем городе Арсеньеве, названном в честь ученого и писателя, — вспоминает Дамба Доржиевич. — Арсеньева играл Юрий Соломин, давно известный стране как «адъютант его превосходительства». Когда познакомились, оказалось, что он почти земляк, родом из Читы.

Дерсу мог сыграть Будамшуу

То, как мэтр мирового кино отбирал актеров, бурятские студенты поняли, когда им рассказали, как искали актера на роль Дерсу Узала. Сначала на главную роль приглашался известный японский актер Тосиро Мифунэ, однако он не нашел в своем графике свободного места. Пробовался даже знаменитый исполнитель хита «Увезу тебя я в тундру» Кола Бельды. Среди претендентов на роль Дерсу были и знаменитый солист балета Цыден Бадмаев и Буянто Аюшин.

— Прошел все пробы и был утвержден на роль актер бурятского драматического легендарный первый Будамшуу Жамсо Манзанович Иванов, один из основателей театра. Но, к сожалению, он заболел и скоропостижно умер, — рассказывает Дамба Дугарович.

Сергей Бальжанов подтверждает, что для Жамсо Иванова уже шились костюмы главного героя.

buroscar 2

Не жалеть волосы

Куросава предлагал сняться и бурятскому диктору Геннадию Данзанову, имевшему опыт работы в фильме «Начальник Чукотки». Но режиссер поставил условие - постричься наголо. Диктор отказался и упустил шанс сняться у мировой звезды. Подстричь волосы приказали даже для эпизодической роли и студенту-стиляге Олегу Бабуеву.

- В Арсеньев я приехал с длинными волосами. Акира Куросава показал на меня и что-то сказал на японском языке. Ко мне подошел переводчик и сказал, что надо стричься. Я согласился. Думал, что мои волосы завернут и выбросят, а их сложили в жестяную круглую коробку. Потом посмотрел на себя и думаю: «О, боже! Каким красавчиком был и каким стал», - вспоминает Олег Бабуев.

Уже на съемках создатели фильма с удовольствием поняли, что случайно взяли на работу не городских изнеженных студентов, а парней, для которых жизнь в лесу не была диковинкой...

О встречах наших актеров со знаменитым японским режиссером, о том, как проходили съемки самого фильма, и что почувствовали наши земляки, узнав об «Оскаре» - читайте в свежем номере газеты «Информ Полис» от 23 марта 2016 года.

Автор: Лариса Ситник

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях