Если жителям бурятской столицы удастся собрать наибольшее число подписей за свой город под соответствующей петицией на сайте change.org, то в Улан-Удэ начнётся проектировка частной наземной железной дороги. Проезд по ней будет абсолютно бесплатным.
Автор идеи – петербургский предприниматель Ринат Бичурин. Главная цель его проекта «Новое метро России» – решить проблему дорожных заторов.
- Города России задыхаются в пробках и нуждаются в создании современного массового общественного транспорта. В 2008 году страна вступила в полосу затяжного социально-экономического кризиса. Были остановлены все проекты строительства подземных метрополитенов в городах-миллионниках. Положение еще больше усугубилось в 2014 году, когда Россия столкнулась с падением нефтегазовых доходов и оказалась «отрезанной» от международных источников кредитования, – отмечает бизнесмен. – Не были построены новые станции в Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске. Приостановлены или законсервированы стройки метро в Челябинске, Омске, Красноярске. Отказались от планов и проектов в Перми, Уфе, Саратове, Воронеже, Ростове-на-Дону.
В федеральном бюджете нет средств на подземные метрополитены. Строительство так называемого «лёгкого метро» обойдётся дешевле примерно в 10 раз. Но для муниципальных и региональных бюджетов и это непосильная ноша, говорится в тексте петиции.
Построить скоростной монорельс автор проекта готов за свой счёт, без участия государственного сектора. Объём частных инвестиций составит более 600 миллиардов рублей. Затраты на перевозку пассажиров Ринат Бичурин намерен компенсировать доходами от аренды коммерческих помещений (например, под торговые точки) на станциях будущего метро.
За право первоочередного строительства поборются Санкт-Петербург (вместе с Ленинградской областью), Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Воронеж, Саратов, Уфа, Волгоград, Челябинск, Омск, Красноярск, Нижний Новгород, Казань, Самара, Екатеринбург, Рязань, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул, Томск, Тюмень, Ижевск, Оренбург, Нижний Тагил, Магнитогорск, Якутск, Чита, Улан-Удэ, Курган, Сургут, Архангельск... В общей сложности 79 российских городов.
Проект также отправили на рассмотрение в правительство России, Министерство транспорта и лично премьер-министру страны Дмитрию Медведеву. Последний, к слову, идею одобрил и посоветовал чиновникам прислушаться к предпринимателю.
Отметим, в ряде городов предложение Рината Бичурина назвали недоработанным. Так, власти Тюмени отказали бизнесмену в праве строительства частного метро ещё в августе прошлого года. Областные чиновники заявили, что в городе планируется развивать другие виды транспорта – скоростной трамвай и городские электрички.
Зато идею восприняла на «ура» общественность. Проект получил мощную поддержку среди жителей Барнаула, Кирова и Перми.
Эта тема активно обсуждается и в бурятском сегменте соцсетей. Согласно опросу в популярном паблике «Типичный улан-удэнец» «ВКонтакте», подавляющая часть пользователей высказалась «за» строительство наземного метро. Скептично настроенные горожане считают, что в первую очередь следует отремонтировать дороги и построить третий мост через Уду. Другие просят запустить трамваи до Левого берега. А третьи и вовсе назвали проект напрасной тратой средств.
- И так народ ворчит, что деньги на ветер. А тут ещё бесполезное метро в провинциальном городе. Он не такой большой и людей у нас не так много, – написала одна из посетительниц паблика.
С более подробной информацией о проекте можно ознакомиться в официальном сообществе «Новое метро России» «ВКонтакте». Напомним, ранее студия дизайна из Красноярска разработала схему подземного метрополитена Улан-Удэ с несколькими десятками станций и четырьмя ветками. Для каждой из даже придумали название – Гагаринская, Комсомольская, Октябрьская и Матросовская.
Пока речи о строительстве метро в Улан-Удэ не ведётся. Подобные заявления не делали ни городские, ни республиканские власти. Правда, в 2006 году одно из республиканских СМИ сообщило о планах бывшего мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева проложить под городом первую ветку метрополитена, состоящую из пяти станций. И хотя новость оказалась первоапрельской шуткой, многие улан-удэнцы отнеслись к ней со всей серьёзностью.